ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
веком». Осознание неестественности и безнравственности такого образа жизни стало первым шагом на пути долгого искания смысла жизни. Известное правило «все, что существует, то разумно» он объясняет исключительно необходимостью «иметь уверенность, что все мы очень важные люди». Этот дуализм отразился в художественном творчестве Толстого. Многие явления, казавшиеся ему неестественными, сознательно и не очень удачно придуманными, он считал и безнравственными. И в то же время полного слияния этих понятий нет: сравнивая в «Войне и мире» две войны - 1805-1807 гг. и 1812 г., Толстой указывает на неестественность той и другой, но если первая для него безусловно аморальна, то для второй он находит множество оправданий, указы вая, что действия русских солдат не только могут быть оправданы, но и достойны восхищения. Поиски смысла жизни, критерия нравственности приводят писате ля к глубокому душевному кризису. В своих поисках нравственной основы жизни Толстой проходит множество этапов: это и увлечение точными науками, и старательное выполнение религиозных обрядов, но нигде он не находит ответа на свои вопросы. Мучаясь наболевшими вопросами, Толстой убеждается, что так, как он, живут лишь немногие, и именно они-то живут безнравствен но. В среде же простых людей, крестьян, существует какое-то интуи тивное постижение нравственности. «Я понял, что если я хочу понять жизнь и смысл ее, мне надо жить не жизнью паразита, а настоящей жизнью и, приняв тот смысл, который придает ей настоящее челове чество, слившись с этой жизнью, проверить ее». Толстой отходит от своих прежних умозрительных представлений о том, что хорошо, а что дурно, и сообразует свою жизнь с жизнью простых крестьян. Толстой приходит к убеждению, что нравственность базируется на принципе естественности: человек должен делать то, для чего он предназначен природой и богом. Отстаивая правильность именно та кого образа жизни в своих «Народных рассказах», Толстой и сам стремится уподобить свою жизнь жизни крестьян: воздерживается от излишеств, занимается тяжелым физическим трудом. Трудно сказать однозначно, прав ли был Толстой в своих взглядах. Тождество «нравственность равна естественности» предполагает и обратную связь: только естественное нравственно. А поскольку поня тие естественности можно трактовать по-разному и в зависимости от своих взглядов произвольно сужать или расширять эти границы, то и рамки понятия «нравственность» становятся весьма расплывчатыми. Но для Толстого, который в своих поисках смысла жизни руководст 124
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=