ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНЫХ КНИГАХ ПОЧТЕНИЮ Л.Н.ТОЛСТОГО Одной из актуальных задач современной школы является пробле­ ма эмоционального воспитания школьников. Мы считаем, что решить ее невозможно без полноценного представления в школьных учебни­ ках (в частности, учебниках литературы для начальных классов) эмоционально-ценностного компонента содержания образования. В разные исторические эпохи педагоги-исследователи предприни­ мали попытки реализации данного компонента в учебниках для пер­ воначального обучения. Наиболее ценным в этом отношении для нас представляется педа­ гогическое наследие Л.Н.Толстого. В своих учебных книгах, таких как «Азбука» и «Новая азбука», Л.Н.Толстой предлагает разнообразный эмоционально-ценностный материал. Но особое место в учебниках занимают эмоционально насыщен­ ные тексты (художественные рассказы, басни, народные сказки, на­ учно-популярные тексты), пробуждающие в детях различные чувства. Анализ текстового материала позволил нам сделать вывод, что большинство эмоционально насыщенных текстов связано с разви­ тием у младших школьников нравственных и эстетических чувств (около 94% ). Это прежде всего тексты, пробуждающие в детях чувства любви, милосердия, сострадания («Мать и ее дочь Анночка», «Птичка», «Подкидыш» и др.), сочувствие к товарищу, больному, пострадавше­ му («Рассказ мужика о том, за что он старшего брата своего любит», «Лев и мышь» и др.), чувство беспокойства за судьбу кого-либо, заботу о нем («Старый дед и внучек», «Волк и старуха» и др.), чувство участия, жалости («Котенок», «Птичка» и др.), чувство доброжела­ тельности к людям («Филиппок»), желание приносить другим людям радость и счастье («Китайская царица Силинчи», «Липунюшка» и др.), сопереживание удачи и радости другого («Филиппок»), чувство товарищества («Собака, петух и лисица», «Дележ наследства» и др.). Одновременно с развитием нравственных чувств идет процесс формирования эстетических чувств младших школьников, среди ко­ торых можно выделить следующие: чувство светлой грусти и задум­ чивости («Море»), чувство душевной мягкости, расстроганности Г.А.Баранова Москва 122

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=