ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

ри Джорджа осуществлялась именно государственной властью. Только государство посредством принуждения могло обложить все земли «единым налогом», пропорциональным доходности этих зе­ мель. По мнению Толстого, главным было то, что таким образом удалось бы постепенно, посредством введения «единого налога», лик­ видирующего земельную ренту, без революционных потрясений, ос­ вободить землю от помещиков-эксплуататоров, отдать ее в собствен­ ность крестьянства. Толстого привлекало в этой теории прежде всего признание естест­ венного права каждого человека на землю, ведь вопрос о земле был для Толстого не только политическим, социальным, экономическим, но прежде всего и нравственным. Лев Николаевич говорил, что в каждом русском крестьянине всегда жила мысль о том, что земля не может быть частной собственностью, как не могут быть частной соб­ ственностью воздух или солнце. Но мысли Толстого о будущем были утопическими. Он возлагал надежды на осознание каждым помещиком греха частной собственно­ сти на землю и отказ от нее. В то же время осуществление идеи Генри Джорджа в России открыло бы путь к наиболее интенсивному разви­ тию капитализма и привело бы к ликвидации русского деревенского общинного хозяйства, сторонником которого являлся Лев Николаевич. Е.А.Гервольская Тула ОТНОШЕНИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО К ЭТИЧЕСКИМ И ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ Осознание своего времени как века искусства было осмыслено Л.Н.Толстым достаточно глубоко. Анализ проблемы этики и эстетики, которые у Толстого всегда взаимно противоположны, впервые был пред­ принят писателем в 1851 году. По сути дела, в оценке Толстым искусства превалирует необходимость ориентации на этическую доктрину. Кризис цивилизованного общества, предопределенный на рубеже XIX-XX веков утратой моральной основы, оказался неизбежным, не­ смотря на широкое развитие искусства, не столько в силу превалиро­ вания эстетических ценностей в ущерб этическим, а в связи с тем, что идеал, присущий эстетическому сознанию и форме искусства в худо­ жественной практике XX века, выступал на уровне понятий «безоб­ разное», «низменное», адекватных в этике понятию «злое». Любая аморальная и вненравственная сила устанавливают свою шкалу ценностей, каналом которых является искусство, поскольку «посредством искусства могут быть переданы самые возвышенные и Добрые и самые низменные и дурные чувства», как считал Л.Н.Тол

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=