ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
ри Джорджа осуществлялась именно государственной властью. Только государство посредством принуждения могло обложить все земли «единым налогом», пропорциональным доходности этих зе мель. По мнению Толстого, главным было то, что таким образом удалось бы постепенно, посредством введения «единого налога», лик видирующего земельную ренту, без революционных потрясений, ос вободить землю от помещиков-эксплуататоров, отдать ее в собствен ность крестьянства. Толстого привлекало в этой теории прежде всего признание естест венного права каждого человека на землю, ведь вопрос о земле был для Толстого не только политическим, социальным, экономическим, но прежде всего и нравственным. Лев Николаевич говорил, что в каждом русском крестьянине всегда жила мысль о том, что земля не может быть частной собственностью, как не могут быть частной соб ственностью воздух или солнце. Но мысли Толстого о будущем были утопическими. Он возлагал надежды на осознание каждым помещиком греха частной собственно сти на землю и отказ от нее. В то же время осуществление идеи Генри Джорджа в России открыло бы путь к наиболее интенсивному разви тию капитализма и привело бы к ликвидации русского деревенского общинного хозяйства, сторонником которого являлся Лев Николаевич. Е.А.Гервольская Тула ОТНОШЕНИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО К ЭТИЧЕСКИМ И ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ Осознание своего времени как века искусства было осмыслено Л.Н.Толстым достаточно глубоко. Анализ проблемы этики и эстетики, которые у Толстого всегда взаимно противоположны, впервые был пред принят писателем в 1851 году. По сути дела, в оценке Толстым искусства превалирует необходимость ориентации на этическую доктрину. Кризис цивилизованного общества, предопределенный на рубеже XIX-XX веков утратой моральной основы, оказался неизбежным, не смотря на широкое развитие искусства, не столько в силу превалиро вания эстетических ценностей в ущерб этическим, а в связи с тем, что идеал, присущий эстетическому сознанию и форме искусства в худо жественной практике XX века, выступал на уровне понятий «безоб разное», «низменное», адекватных в этике понятию «злое». Любая аморальная и вненравственная сила устанавливают свою шкалу ценностей, каналом которых является искусство, поскольку «посредством искусства могут быть переданы самые возвышенные и Добрые и самые низменные и дурные чувства», как считал Л.Н.Тол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=