ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Т.И.Лях Тула СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО В современной школе удачно сочетаются и применяются в прак­ тике работы учителя начальных классов психологические теории обучения В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова и педагоги­ ческое наследие Л.Н.Толстого. Возникшие в разные исторические эпохи, эти варианты построения начального обучения имеют ряд общих черт. Прежде всего, это идея гуманизации процесса обучения. Все лите­ ратурно-педагогическое наследие Л.Н.Толстого пронизано этой идеей. Движимый ею, Лев Николаевич создает свою яснополянскую школу для крестьянских детей. В теории учебной деятельности В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина и в педагогической системе Л.В.Зан­ кова специально отмечается, что все дети, как сильные, так и слабые, могут обучаться в их классах. Другая идея, объединяющая эти варианты обучения в началь­ ной школе, - идея развития учащихся. Л.Н.Толстой, в юношеские годы сформулировавший для себя «Правила для развития воли», поставил задачу развивать у воспитанников яснополянской школы качества ума, мир чувств и восприятие окружающего мира. В со­ временных психологических теориях обучения принцип развития является основополагающим. Успехи в развитии младших школь­ ников, обучающихся по данным программам, рассматриваются как показатели эффективности этих психолого-педагогических систем и служат основанием для их широкого внедрения в практику. Перечисленные общие черты, объединяющие современные психологические теории обучения и педагогическое наследие Л .Н .Толстого, позволяют рекомендовать учителю начальных классов применять их в единстве в практике обучения. Возмож­ ности для этого создаются и современными учебниками. Написан­ ные на основе психологических принципов, разработанных В.В.Давыдовым, Д.Б.Элькониным, Л.В.Занковым, они содержат множество выдержек из литературно-педагогического наследия Л.Н.Толстого.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=