ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Хитоми Кусуо Япония ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО В ЯПОНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СЕВА ДЗЕСИ История женского университета Сева Дзеси началась почти 75 лет назад (1920), когда поэт Хитоми Энкити выдвинул идею о «воспита­ нии человка», приостановил свою поэтическую деятельность и вместе со своей супругой госпожой Миори посвятил свою жизнь делу женско­ го образования. Примером для них стал Л.Н.Толстой, основавший в Ясной Поляне школу. Благодаря всего лишь пяти преподавателям-единомышленникам, у которых было желание «основать школу, где бы образование велось в пансионе, где бы воспитывались новые женщины с идеалами любви, понимания и гармонии», распахнула свои двери школа, предшествен­ ница женского Университета Сева Дзеси. У нас было стремление создать женскую школу, в которой япон­ ские женщины могли бы получить высшее образование. В то время количество студентов японских университетов составляло 10000 че­ ловек, а 99,9 процентов из них составляли мужчины, количество студентов колледжей составляло примерно 50000 человек, из которых 93,7 процентов были мужчины. Становится понятно, как запаздывало развитие женского высшего образования. До тех пор, пока женщина будет отстранена от общественной жизни, японское общество не смо­ жет достичь ни мира, ни счастья, оно не сможет стать полноценным членом мирового сообщества. Однако у единомышленников не было средств на приобретение земли под строительство школы, на постройку школьных зданий. Педагогам было негде занять денег, но надо было спешить делать добро. Их было всего пять человек, учеников было восемь. В течение 13 лет они испытывали дефицит финансовых средств, но, благодаря поддержке выдающихся преподавателей, процесс обучения на протя­ жении этих тринадцати лет процветал, и, в конце концов, дефицит был ликвидирован, но чрез пять лет началась вторая мировая война. Чтобы восстановить разрушенную страну, было необходимо зано­ во пересмотреть и учебные материалы, и способы обучения, и крите­ рии оценок обучения. Было принято решение об изменении всей системы образования в Японии, и через два года, в 1947 г., была заново создана система средней школы первой ступени, в 1948 г. - система средней школы второй ступени, в 1949 г. - система университетского образования. Тогда же в нашем университете была создана система подготовки педагогов детских садов и начальных школ, полностью завершилось формирование системы подготовки преподавателей для 117

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=