ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

изучением индивидуальных особенностей каждого вверенного ему ученика в отдельности и всего коллектива в целом, где педагог на основании этих знаний будет проверять свои методы обучения и вос­ питания, совершенствовать их. Яснополянская школа являлась по­ длинной лабораторией, где шли неустанные поиски наиболее плодотворных методов обучения. Внимание к личности школьника у Толстого проявлялось во всем: в организации учебной работы детей и создании учебников и учебных пособий, в выборе методов и приемов обучения, в требованиях к учителю. Толстой постоянно изучал осо­ бенности своих питомцев, различая каждую черту индивидуальности ребенка. JI.H.Толстой - глубокий психолог. Всвоих дневниках и письмах он не раз высказывал свой взгляд на человека как на сложное, постоянно меняющееся явление жизни. Художественные произведения Л.Н.Толстого отличает глубокое проникновение в душевный мир человека, во многих произведениях - ребенка. Так, в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» он удиви­ тельно тонко описывает самые разнообразные движения души Нико- леньки, глубоко понимая психологию ребенка. В настоящее время, время поворота к личности ребенка, как ни­ когда актуально изучение педагогического наследия Л.Н.Толстого. Наша школа сейчас стоит на перепутье: каким образом решать про­ блему индивидуализации процесса обучения - пойти по пути созда­ ния гомогенных классов (что мы и наблюдаем повсеместно) или обучать детей в гетерогенных классах? Зарубежная школа приходит к выводу, что создание гомогенных классов заводит школу в тупик, из которого нет выхода. В исследованиях, проводимых в США в начале 60-х годов, обнаружилась возрастающая тенденция: слабые ученики в смешанных классах добиваются большего, чем в отдельных гомоген­ ных. И как при этом не вспомнить Толстого-гуманиста, Толстсго-те- оретика и Толстого - учителя-практика, обучающего всех детей вместе, но талантливо при этом находя к каждому свой путь.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=