ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик». Вечная неудовлетворенность уже достигнутым, поиск новых под­ ходов в разрешении вечных проблем, к которым Л.Толстой относил и проблему воспитания, были характерными для Толстого-учителя. Поэтому столь тщательно JI.Толстой создает образ учителя и в худо­ жественной, и в научно-публицистической литературе. Движение вперед всегда требовало обращения к опыту прошлого, поэтому сегодня мы обращаемся к опыту российской школы, которая богата своими традициями, во многом определяющими сам процесс развития. Л.В.Сафронова Тула ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К РЕБЕНКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л.Н.ТОЛСТОГО И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Проблема индивидуальных особенностей учащихся и возможно­ сти учета их в учебно-воспитательном процессе - одна из самых старых проблем. Многих известных педагогов, публицистов волновала эта пробле­ ма, но уникален вклад в ее решение Л.Н.Толстого - педагога-теоре- тика, методиста, учителя-практика, публициста и художника. Проблему внимания к личности ребенка в работах великого писа­ теля и талантливого педагога необходимо изучать в неразрывной свя­ зи с гуманистическими идеалами. Индивидуальный подход к ученику Толстой считает основой, на которой должен строиться учебный про­ цесс. Под индивидуальным подходом Лев Николаевич видел тонкое понимание психологии ребенка, проникновение в мир его чувств и создание для него наилучших условий обучения и воспитания. В теоретических и научно-публицистических работах Л.Н.Тол­ стой изложил свой взгляд на индивидуализацию учебно-воспита­ тельного процесса. Он отмечал, что внимание к личности школьника начинается с изменения самого взгляда на цели обучения, отражает­ ся на его содержании и методах, давал глубокое теоретическое обос­ нование необходимости создания принципиально новой школы, основанной на внимании к душевной жизни ребенка, развитии у каждого школьника самостоятельности и инициативности в овладе­ нии знаниями. По справедливому мнению Л.Н.Толстого, школа должна представ­ лять педагогическую лабораторию, где учитель занят тщательным / Г /

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=