ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

ляя человека в вере, что «жизнь его только в движении в высоту... что у него есть крылья, поднимающие его над бездной... Ему надо пове­ рить в свои крылья и лететь туда, куда они влекут его». Конечно, литература не должна стать воспитательно-нравоучи­ тельным догматом, у нее своя специфика и свои задачи. Но определе­ ние главных нравственных проблем, над которыми размышляло человечество, прохождение вслед за литературными героями извили­ стым путем в поисках смысла жизни, соотнесение себя с миром других людей, - все это настоящая нравственная школа, школа жизни. И.В.Шеханина Тула Л.ТОЛСТОЙ О ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ Современное состояние общества со всей очевидностью свидетель­ ствует о падении духовных ценностей. Стремительное расслоение на «богатых» и «бедных» больно отразилось на интеллигенции, которая всегда была выразителем нравственно-этических идей. Возникновение огромного числа новых учебно-воспитательных учреждений не снимает пока что главной проблемы школы - возрож­ дение духовного потенциала общества. К сожалению, общественное сознание все еще далеко от истины о том, что именно школа форми­ рует наше будущее. А поэтому крайне важно представлять уровень социальной зрелости, профессиональной готовности учителя сегод­ няшней школы. Каждый исторический период налагает свой отпечаток на требова­ ния, предъявляемые к качеству профессионально-педагогической подготовки учителя. Однако можно выделить то главное ядро, которое всегда считалось приоритетным в работе учителя. Гуманистическая направленность личности, высокий профессионализм, потребность к подвижничеству ~ эти качества всегда культивировались в подготовке учителя. Именно им огромное внимание уделял Л.Н.Толстой. Его знаменитая фраза о том, что «если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам , он совершенный учитель», содержит в себе глубо­ кий философско-педагогический смысл. Л.Н.Толстой объемно, ярко, четко формулирует требования к качеству подготовки учителя. Учи­ тель у Л.Н.Толстого - это личность с ярко выраженной потребностью в саморазвитии, познании сущности окружающей действительности. Сам Лев Толстой, его жизненный путь и сегодня показывают нам образец творческого учителя. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться, и на­ оборот. Чем больше учитель будет сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за 440

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=