ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

ни и пространстве изменения в их существовании, куда направляются эти изменения. Из этих исторических изменений их существования мы найдем закон их жизни». А найдя закон, можно обрести «руковод­ ство для блага жизни человеческой». На самом деле только сам чело­ век и только для себя может определить, «как ему поступить с тем куском хлеба, который у него в руках: отдать ли его жене, чужому, собаке, или самому съесть его, - защищать этот кусок хлеба или отдать тому, кто его просит. А жизнь человеческая только и состоит в реше­ нии этих и подобных вопросов». Думается, что современное литературное образование - школьное или вузовское - больше, чем когда-либо, должно быть ориентировано на формирование в человеке нравственно-эстетического отношения к миру. Не историко-хронологический принцип, когда произведения изучаются «вслед за временем», а погружение человека в мир жиз­ ненных коллизий, через которые проходило и проходит человечество, поможет осознать правоту Л.Н.Толстого: «Жизнь человека истинная - та, из которой он составляет себе понятия о всякой другой жизни, - есть стремление к благу, достигаемому подчинением своей личности закону разума. Ни разум, ни степень подчинения ему не определяют­ ся ни пространством, ни временем. Истинная жизнь человеческая происходит вне пространства и времени». И хотя художник зависим от своего времени и проникнут религи­ озным сознанием, которое Толстой понимал как «высшее, до которого только дошли люди этог ■общества, понимание смысла жизни, опре­ деляющее высшее благо, к которому стремится это общество», создан­ ные им произведения станут искусством лишь в том случае, если, по мнению Толстого, «будут передавать чувства, влекущие людей к братскому единению, или такие общечеловеческие чувства, которые будут способны соединять всех людей. Только это искусство будет выделяемо, допускаемо, одобряемо, распространяемо». Человек жи­ вет, чтобы быть счастливым - герои литературных произведений ищут счастья и блага для себя. Но это счастье и это благо может быть так легко разрушено другими людьми! И человек постепенно осозна­ ет, что лишь любовью и разумом человечество способно сохранить зыбкое равновесие между гармонией и хаосом: «Обыкновенно думают и говорят, что отречение от блага личности есть подвиг, достоинство человека. Отречение от блага личности не достоинство, не подвиг, а неизбежное условие жизни человека. В то же время как человек сознает себя личностью, отделенной от всего мира, он познает и дру­ гие личности отделенными от всего мира, и их связь между собою». Таким образом, русская и мировая литература, запечатлевшая все трагические противоречия человеческой жизни, преподносит поисти- не уроки духоведения, не только открывая смысл бытия, но и укреп■/эЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=