ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности пе­ дагога. Отсюда логично представить возможность использования этиче­ ских взглядов Л.Н.Толстого, на которые помимо христианства оказа­ ли влияние идеи конфуцианства и буддизма, а также Руссо, Шопенгауэра и славянофилов. Идеи самосовершенствования, самоактуализации, гуманизма, «универсальной религии», смысла жизни («...жизнь наша не имеет цели в самой себе, цели, которые могла бы удовлетворить нас; цель ее вне нас и недоступна нам; и потому смысл жизни нашей в том, чтобы исполнить то, для чего она предназначена»), эти идеи, словно зерна, рассеянные по таким его работам, как «Исповедь», «Исследование догматического богословия», «В чем моя вера?», «Царство божие внутри вас», «Путь жизни», «Дневники», «Мысли других людей» и др., могли бы найти свое место в аудиторных и внеаудиторных заня­ тиях, в форме дискуссий, «круглых столов», реферативных докладов, собеседований, тем курсовых работ, занятий студенческих клубов «Педагог» и т.д. Толстой, сделавший попытку обосновать социально-культурные идеалы с помощью религии, предварил фактически другое открытие, а именно психоаналитическое - понятие «суперэго», первоначально названное Фрейдом Совестью. Таким образом, этические взгляды великого писателя должны спо­ собствовать и развитию суперэго будущего учителя при формировании его профессионально-ценностной ориентации, убеждений, интересов и идеалов педагога. «Ведь то, что мы называем идеалами, - говорит Л.Н.Толстой, - есть не что иное, как указание цели и смысла жизни». А.В.Шадская Тула Л.Н.ТОЛСТОЙ О ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ж и з н и И СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Человек, живущий в определенных социокультурных условиях, невольно задается вопросом: как соотносятся «век нынешний и век минувший», лучше или хуже современники ушедших в прошлое по­ колений? Гуманитарные науки - история, политология, литература - при­ открывают завесу времени, вооружают человека знанием жизни других людей - реальных или созданных фантазий художника. Но Л.Н Толстой в трактате «О жизни» назвал такое познание ложным: «Ложное знание рассуждает так: люди существуют и существовали до нас; посмотрим, как они существовали, какие происходили во време-fbi

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=