ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
В.С.Сидоренко Тула К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Л.Н.ТОЛСТОГО В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В течение многих десятилетий процесс формирования личност ных, профессионально-ценностных позиций будущего учителя шел преимущественно по пути авторитарного усвоения «официально санкционированных» идей и принципов. Всовременных условиях обновления педагогического процесса по явилась действительная потребность в формировании учителя как главного носителя передаваемой в школе культуры, развитии его личностного потенциала, становления на этой основе личного педаго гического кредо. Исследования последних лет (А.М.Митина, В.И. Загвязинский, Н.Н.Тарасевич, И.М.Юсупов и др., а также данные социологического обследования, проведенного в ТГПУ им. Л.Н.Толстого) говорятотом, что в профессиональной деятельности учителя, его ценностной ори ентации не произошло смены вех, не преодолены стереотипы автори тарного мышления, в ряде случаев наблюдаются низкие показатели интереса к себе, сосредоточение усилий на защите своего Я, предъяв ление повышенных требований к окружающим, не актуализировано понятие «гуманизм», о котором М.Хайдеггер пишет, что это «...раз думье и забота о том, как бы человек был человечным, а не бесчело вечным, «негуманным», т.е. отпавшим от своей сущности. Однако в чем состоит человечность человека? Она покоится в его сущности». Но гуманистические ценности еще не стали доминантой мотива ционной деятельности учителя. Личность ученика, главная ценность, до сих пор игнорируется, а педагогические идеалы замещаются нор мативами. В связи с этим возникает вопрос о возможности использования в формировании профессионально-ценностной ориентации будущего учителя этических взглядов великого русского писателя и мыслителя, педагога и гуманиста Л.Н.Толстого, спросившего у себя: «Что выйдет из того, что я делаю нынче, что буду делать завтра - что выйдет из всей моей жизни?» Профессионально целостная ориентация учителя, под которой по нимаются идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней, связана с понятием личностного смысла, формиру ется при усвоении социального опыта и обнаруживается в целях,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=