ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
Богатый материал для совершенствования педагогического мас терства студентов содержится в изучении истории педагогики, в част ности, педагогического наследия Л.Н.Толстого. Особое внимание уделяется проблеме развития интереса у школь ников к обучению, которая успешно решалась в Яснополянской шко ле: «Чтобы ученик учился хорошо, надо, чтобы он учился охотно. Когда у ребенка нет охоты, интереса, стремления учиться, тогда не может быть и речи об успешном усвоении знаний». На семинарских занятиях со студентами подробно рассматриваются дидактические наставления Л.Н.Толстого о том, как вызвать интерес у детей к обу чению. Постоянно подчеркивается основная тенденция педагогиче ской системы Л.Н.Толстого, которая заключается в протесте против всего, что мешает раскрыть сущность воспитания как процесса сво бодного выявления природных задатков детей, как полный отказ от какого бы то ни было принуждения в воспитании и обучении. Описанная методика проведения семинарских занятий по пробле ме развития интереса к обучению у детей на базе педагогических идей Л.Н.Толстого сложилась в процессе опытной работы со студентами Орского пединститута 3-4-х курсов всех факультетов. Исследователь ская работа была вызвана тем, что студенты на педагогической прак тике допускают грубые ошибки при проведении уроков и внеклассных мероприятий, например, не утруждают себя составлением подробных конспектов уроков, не стремятся создать на уроке такую атмосферу, «чтобы душевные силы учащихся были в самых выгодных условиях», не умеют общаться с учащимися, т.к. не видят и не хотят видеть в каждом ребенке индивидуальность и др. Л.Н.Толстой подчеркивал: «Если учитель не будет готовиться к урокам, не будет утруждать себя изучением своих учеников, то его жизнь будет до известного времени легкой и спокойной. Но зато ученикам будет трудно учиться у такого беззаботного учителя». Анализ результатов данного исследования показал, что при ис пользовании дидактических рекомендаций, данных Л.Н.Толстым, повышается заинтересованность студентов в изучаемом материале, повышается уровень их творческой самостоятельности в подготовке и проведении учебно-воспитательной работы в школе. ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=