ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

щейся личности особо восприимчив ко всем впечатлениям бытия. Именно в детстве ребенок особенно остро ощущает гармонию мира, чувствует себя частью окружающей его природы. Впечатления ребенка, получаемые от общения с природой, Л.Н.Толстой подробно описал в трилогии «Детство. Отрочество. Юность»: «Тогда все получало для меня другой смысл: и вид старых берез... и спокойный... равномерно, как звук, возраставший блеск пруда, и лунный блеск капель росы на цветах перед галереей... и тихий ... скрип двух старых берез друг одруга...-все это получало для меня странный смысл - смысл слишком большой красоты и какого-то недоконченного счастья... Мне все казалось в эти минуты, что как будто природа, и луна, и я, мы были одно и то же». Понимая открытость детской личности впечатлениям природы, Л.Н.Толстой весь процесс обучения и воспитания в Яснополянской школе старался построить так, чтобы общение детей с природой было постоянным. Традиционными в практике Л.Н.Толстого были прогулки в рощу. Объектами для наблюдения в ходе таких прогулок становились де­ ревья, травы, насекомые. На основе изучения их жизнедеятельности Толстой подводил учащихся к пониманию общности всего живого, к идее всеобщей ценности жизни на Земле. Более ясному осознанию этой идеи способствовали «беседы из естественных наук», которые он проводил во время каждой прогулки. В «Общем очерке характера Яснополянской школы» Л.Н.Толстой приводит пример разговора с детьми о назначении природы и природ­ ной красоты в жизни человека. Задумавшись со своими воспитанни­ ками над вопросом, зачем растет липа, Л.Н.Толстой приводит их к мысли, что, кроме полезности, природа является носителем красоты, что «липа хороша в листьях, и летом хорошо смотреть на нее и больше ничего не надо». Л.Н.Толстой стремился помочь ребенку увидеть красоту и поэзию окружающих его повседневных явлений природы. Трепетной любо­ вью к красоте природы проникнуты многие его рассказы, вошедшие в «Азбуку» и книга для чтения, например, «Какая бывает роса на тра­ ве», «Как ходят деревья», «Старый тополь» и другие. Восхищение красотой природы для Л.Н.Толстого неразрывно с осознанием ее незащищенности и стремлением уберечь, не допустить гибели этой хрупкой красоты. Сочувствие природе как прекрасному и, главное, живому проявлению мировой гармонии Л.Н.Толстой пе­ редал словами одного из воспитанников Яснополянской школы: «...жалко срубить дерево, потому что оно живое. Ведь это все равно, что кровь, когда из березы сок пьем. Жаль лошадь, которую избил хозяин, ведь она беззащитна».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=