ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
щейся личности особо восприимчив ко всем впечатлениям бытия. Именно в детстве ребенок особенно остро ощущает гармонию мира, чувствует себя частью окружающей его природы. Впечатления ребенка, получаемые от общения с природой, Л.Н.Толстой подробно описал в трилогии «Детство. Отрочество. Юность»: «Тогда все получало для меня другой смысл: и вид старых берез... и спокойный... равномерно, как звук, возраставший блеск пруда, и лунный блеск капель росы на цветах перед галереей... и тихий ... скрип двух старых берез друг одруга...-все это получало для меня странный смысл - смысл слишком большой красоты и какого-то недоконченного счастья... Мне все казалось в эти минуты, что как будто природа, и луна, и я, мы были одно и то же». Понимая открытость детской личности впечатлениям природы, Л.Н.Толстой весь процесс обучения и воспитания в Яснополянской школе старался построить так, чтобы общение детей с природой было постоянным. Традиционными в практике Л.Н.Толстого были прогулки в рощу. Объектами для наблюдения в ходе таких прогулок становились де ревья, травы, насекомые. На основе изучения их жизнедеятельности Толстой подводил учащихся к пониманию общности всего живого, к идее всеобщей ценности жизни на Земле. Более ясному осознанию этой идеи способствовали «беседы из естественных наук», которые он проводил во время каждой прогулки. В «Общем очерке характера Яснополянской школы» Л.Н.Толстой приводит пример разговора с детьми о назначении природы и природ ной красоты в жизни человека. Задумавшись со своими воспитанни ками над вопросом, зачем растет липа, Л.Н.Толстой приводит их к мысли, что, кроме полезности, природа является носителем красоты, что «липа хороша в листьях, и летом хорошо смотреть на нее и больше ничего не надо». Л.Н.Толстой стремился помочь ребенку увидеть красоту и поэзию окружающих его повседневных явлений природы. Трепетной любо вью к красоте природы проникнуты многие его рассказы, вошедшие в «Азбуку» и книга для чтения, например, «Какая бывает роса на тра ве», «Как ходят деревья», «Старый тополь» и другие. Восхищение красотой природы для Л.Н.Толстого неразрывно с осознанием ее незащищенности и стремлением уберечь, не допустить гибели этой хрупкой красоты. Сочувствие природе как прекрасному и, главное, живому проявлению мировой гармонии Л.Н.Толстой пе редал словами одного из воспитанников Яснополянской школы: «...жалко срубить дерево, потому что оно живое. Ведь это все равно, что кровь, когда из березы сок пьем. Жаль лошадь, которую избил хозяин, ведь она беззащитна».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=