ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
чество. Юность», написанная в 1850-1856 гг. Работая над ней, Л.Н.Толстой прошел путь от первого открытия школы в 1849 году до дневниковых записей о замысле педагогической деятельности 1857 года, путь навстречу ребенку. Переделывая текст, убирая несовме стимое с детским восприятием, изучая закономерности развития лич ности, он приблизил произведение к научному исследованию в области педагогики и психологии, в котором следует отметить следу ющие моменты: - реализм, вскрывающий движущие силы развития личности и общества, недостатки современной автору системы образования; - понимание развития человека как сложного психофизического процесса, имеющего определенные стадии, характеризующиеся са мостоятельной психической структурой, в которой выделяется доми нанта (детство - память, отрочество и юность - мышление), видом деятельности, новообразованиями; - наличие врожденных наклонностей и прижизненное формирова ние и развитие способностей личности, значимость для этих процес сов комплекса внешних влияний: семьи, школы, среды и др.; - психологический анализ, раскрывающий не только причины и результаты психических процессов, но и их развитие, «диалектику души» героя; для ее отражения повествование членится на маленькие главы, в которых рассматривается одно чувство; усложняется синтак сический строй текста, внося массу новых нюансов и оттенков в ос новное чувство, раскрывая неустойчивость детской психики; - чистота нравственного чувства в детстве, близость ребенка к идеалу гармонии человека, которую разрушают внешние влияния; - педагогический процесс рассматривается как сложное двусто роннее явление, включающее деятельность образовывающего и обра зовывающегося, причем второй не подобен чистой доске, его внутренний мир богат, от состояния этого мира и от любви учителя к ученику зависят результаты данного процесса; -недопустимость жестокости, наказаний и безусловного подчине ния ученика учителю, необходимость любви и свободы в деле образо вания. Л.А.Зятева Брянск МИР ДЕТСТВА И МИР ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.НЛ'ОЛСТОГО Детство в восприятии и изображении Л.Н.Толстого - самый яркий и гармоничный период в жизни человека. Нравственные чувства в детской душе свежи и непосредственны, внутренний мир формирую- H i !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=