ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
стве, в том числе капитальный труд «Что такое искусство», вышедший отдельный книгой. Тесная дружеская связь с такими великими русскими художника ми, как Ге, Крамской, Репин, Суриков, Нестеров, Ярошенко, Касат кин, Пастернак, не только оказала воздействие на их творчество, но и очень много дала Толстому как в понимании специфики самого изобразительного искусства, так и в осознании психологии творческо го процесса художника. Гениальный писатель сам неоднократно давал ценнейшие советы художникам в процессе их работы над картиной. Эти советы были настолько ценны для них, что вселяли дух бодрости и творческой энергии. Произведения Толстого иллюстрированы такими знамени тыми художниками, как JI.О.Пастернак («Воскресенье», «Казаки», «Хаджи-Мурат») и др. Лучшие прижизненные портреты Л.Н.Толсто го были написаны художниками И.М.Крамским, Н.Н.Ге, И.Е.Репи ным, В.Н.Мешковым и другими. Эти портреты составляют цвет русской портретной живописи, раскрывают глубину духа великого писателя. Статьи об искусстве и книга «Что такое искусство» оказали на мировую художественную культуру такое влияние, что многие ху дожники пересматривали свое творчество, перестраивали свой сю жетно-композиционный стиль в сторону гуманизации поиска, полезности для народа. Среди таких художников был знаменитый Рокуэлл Кент. Педагогическое наследие Л.Н.Толстого широко внедряется в Яс нополянской школе-лаборатории им.Л.Н.Толстого. Естественно, что и такой предмет, как изобразительное искусство, тоже находится под благотворным влиянием его идей. Идеи Л.Н.Толстого о нравственном и эстетическом воспитании становятся тем более актуальными. Компьютеризация, мир развле кательности и пошлости превращают подрастающего человека в ин теллектуального инвалида. Задачи изобразительной культуры в связи с этим сложны и важны. Необходимо научить ребенка видеть красоту окружающей его приро ды, красоту человека, помочь ему ощутить себя частицей и творцом этого прекрасного мира, отличить фальшивое от настоящего. Общаясь с миром прекрасного и создавая свои нехитрые художест венные произведения, пропуская через себя способы и приемы изобра зительного творчества, ребенок способен будет понять величайшие творения художников прошлого и настоящего, понимать их язык и индивидуальность. В рамках эксперимента в Яснополянской школе-лаборатории за ложены начала преподавания изобразительной культуры по-новому. Ж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=