ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Воззрения Толстого-педагога реализовывались в самобытной, ори­ гинальной и прогрессивной системе обучения в Яснополянской школе. Главной целью эксперимента в школе был поиск методов и при­ емов обучения, которые позволили бы обеспечить не только прочное и глубокое усвоение знаний учеником, но и развить его индивидуаль­ ные творческие возможности. «Для того, чтобы школа и обучение в ней были организованы разумно, нужно всесторонне изучить «свобод­ ного ребенка», - считал Толстой. Он учитывал не только жизненный опыт, знания, умения своих учеников, но и особенности мышления, речи, памяти, степень сформированное™ волевой и нравственной сфер личности. Итогом наблюдений явились глубокие и психологиче­ ски точные словесные портреты детей, которые приводятся в дневни­ ковых записях Яснополянской школы. Новые приемы обучения требовали новых учебников. Исходя из своих взглядов, Толстой издает «Азбуку» (1872), свой первый учеб­ ник, который представляет комплекс учебных книг для первоначаль­ ного обучения. Причем тексты «Азбуки» подобраны с учетом различий школьников. Учебники явились результатом теоретиче­ ских поисков Толстого-педагога, появление их стало возможным бла­ годаря его наблюдениям за процессом усвоения крестьянскими детьми различного учебного материала. Создавая учебники, Толстой учитывал социальные, психологиче­ ские, возрастные особенности учеников Яснополянской школы. Идеи Толстого-педагога имеют непреходящее значение в отечественной педагогике. Многие положения его педагогической системы стали не­ отъемлемой частью сегодняшних процессов гуманизации школы. И.Я.Незнамов Тула ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Л.Н.ТОЛСТОГО И ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В «ШКОЛЕ Л.Н.ТОЛСТОГО» «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений», - утверждал Л.Н.Толстой. Эти слова великого педагога и мыслителя в полной мере отвечают проблеме воспитания творческой личности ребенка. Воспитание цельной гармонической личности неотделимо от мыс­ лей и творчества Л.Н.Толстого. Искусство было для него важнейшим делом. Им были написаны многочисленные статьи, письма об искус­ VZ 9

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=