ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
Воззрения Толстого-педагога реализовывались в самобытной, ори гинальной и прогрессивной системе обучения в Яснополянской школе. Главной целью эксперимента в школе был поиск методов и при емов обучения, которые позволили бы обеспечить не только прочное и глубокое усвоение знаний учеником, но и развить его индивидуаль ные творческие возможности. «Для того, чтобы школа и обучение в ней были организованы разумно, нужно всесторонне изучить «свобод ного ребенка», - считал Толстой. Он учитывал не только жизненный опыт, знания, умения своих учеников, но и особенности мышления, речи, памяти, степень сформированное™ волевой и нравственной сфер личности. Итогом наблюдений явились глубокие и психологиче ски точные словесные портреты детей, которые приводятся в дневни ковых записях Яснополянской школы. Новые приемы обучения требовали новых учебников. Исходя из своих взглядов, Толстой издает «Азбуку» (1872), свой первый учеб ник, который представляет комплекс учебных книг для первоначаль ного обучения. Причем тексты «Азбуки» подобраны с учетом различий школьников. Учебники явились результатом теоретиче ских поисков Толстого-педагога, появление их стало возможным бла годаря его наблюдениям за процессом усвоения крестьянскими детьми различного учебного материала. Создавая учебники, Толстой учитывал социальные, психологиче ские, возрастные особенности учеников Яснополянской школы. Идеи Толстого-педагога имеют непреходящее значение в отечественной педагогике. Многие положения его педагогической системы стали не отъемлемой частью сегодняшних процессов гуманизации школы. И.Я.Незнамов Тула ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Л.Н.ТОЛСТОГО И ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В «ШКОЛЕ Л.Н.ТОЛСТОГО» «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений», - утверждал Л.Н.Толстой. Эти слова великого педагога и мыслителя в полной мере отвечают проблеме воспитания творческой личности ребенка. Воспитание цельной гармонической личности неотделимо от мыс лей и творчества Л.Н.Толстого. Искусство было для него важнейшим делом. Им были написаны многочисленные статьи, письма об искус VZ 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=