ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
Jl.А.Байкова, Т.Н.Шайденкова Тула ВОПРОСЫ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО Пожалуй, нигде так ярко не проявились философские и нравствен ные взгляды Толстого на проблему личности, как в его педагогических установках, которые основывались на признании самоценности и ува жении личности ребенка. Главными «критериумами» педагогики, по мнению писателя, должны стать «опыт и свобода», а главная задача школы - воспитание творческой, нравственной личности. Пристальное внимание к каждому своему ученику, желание как можно лучше узнать его, раскрыть в нем способности, развить их - в этом заключалось педагогическое кредо Льва Николаевича. «Я не мог и не могу войти в школу ...чтобы не испытать прямо физического беспокойства, как бы не просмотреть Ломоносова, Пушкина, Глинку, Остроградского и как бы узнать, кому что нужно». Выступая против «эмпирической, абстрактной» педагогики, кото рая «...хочет разложить человеческую способность знания и учения на воображаемые величины и руководиться ими», Толстой утвержда ет, что ребенок является личностью, требующей индивидуального и свободного воспитания. Он справедливо полагал, что учебная деятельность, организован ная с учетом способностей детей, во многом определяет психическое развитие личности и оказывает влияние на формирование так называ емых высших способностей - «воображения, творчества, соображе ния», которые Толстой-педагог считал приоритетными в познава тельной и личностной сфере ребенка. Стремясь постичь сущность процесса развития ребенка в ходе обу чения, Лев Николаевич приходит к выводу о том, что «воспитывая, образовывая... мы должны иметь... одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра». По его мнению, задача педагога состоит в том, чтобы «давать материал» для организации собственной деятельности детей. При этом Толстой считал важным учитывать эмоциональное состояние детей («чтобы не было новых, непривычных предметов и лиц, ...чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей»), работоспособность учащихся, их утомляемость («...лучше ошибиться и отпустить ученика, когда он еще не утомлен, чем ошибиться в обратном смысле и задержать ученика, когда он утомлен; тупик, столбняк, упрямство происходят только от этого»), уровень подготовленности («чтобы урок был соразмерен силам учени ка, не слишком легок, не слишком труден»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=