ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

наполняли ее конкретным содержанием, в конкретной эпохе, госу­ дарстве, народе. В настоящее время заслуживает особого внимания проблема сво­ бодного воспитания в оригинальной трактовке Л.Н.Толстого. Тол- стого-педагога можно считать предтечей широкого движения мировой педагогической общественности за гуманизацию воспита­ ния и образования. Гуманистическое направление свободного воспи­ тания Л.Н.Толстого в том, что для Толстого гуманизм не безличен, а все абсолютные ценности - нравственное добро, истинная свобода, справедливость - имеют значение как аспекты жизни конкретного народа, человека, ребенка. Он решительно отстаивал право народа создавать такую систему воспитания, которая отвечала бы его жиз­ ненным потребностям и интересам. Воспитание, которое имеет в своей основе особенности народа, его обычаев, его культуру, его историю, его нравственность, учит ребенка жить в гармонии с окру­ жающим его миром и людьми. Свободное воспитание по Толстому - это форма побуждающего воздействия на ребенка, при котором он не подвергается давлению со стороны, но постоянно находится в сфере нравственного и интеллектуального влияния. Ребенку, по мысли писателя, «нужен только материал для того, чтобы пополняться гар­ монически и всесторонне». Такую сферу, считал Толстой, невозможно создать искусственно. Она результат многовекового развития и творчества народа, поэтому гуманизм в педагогике не может быть абстрактным, строиться на заимствованных теориях. Воспитание и обучение должны помочь ребенку найти свое место именно в том мире, где он родился и где живет сейчас, где будет жить. Господство неосновательных теорий, склонность к заимствованию отчуждают школу от реальной среды и лишают ребенка источника развития. Гуманистический аспект «свободного воспитания», по Толстому, исключает авторитарность и насилие. Гуманизм в педагогике - это способность преодолеть при обучении и воспитании соблазн самомнения и гордыни, стремление переделать мир, осчастливив всех людей вопреки их воле, навязать ребенку свои представления, лишить человека возможности самому выбирать свои нравственные критерии. Гуманистическая педагогика Толстого-активная педагогика, она должна стимулировать в ребенке стремление к самосовершенствова­ нию, добру, стремление жить в гармонии с окружающим миром, спо­ собствовать духовному развитию.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=