ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

видам учебной работы, способствовала его развитию, побуждала к самостоятельному поиску недостающих знаний, ориентировала на возможные области практического применения получаемых в вузе знаний, умений и навыков. Одними из основополагающих, базовых педагогических идей этою процесса могли бы стать идеи великого писателя и замечательного педагога Л.Н.Толстого о принципе свободы и творчества в обучении и воспитании. Лев Николаевич условием живого, одухотворенного об­ разовательного процесса в высшей школе видел атмосферу взаимного творчества преподавателей и студентов. Будущее, по его мнению, даст нам пример гармонического соединения науки и искусства педа­ гогики, где главенствующим станет разум, основанный и пропитан­ ный нравственными идеалами. Для практической реализации такой идеи в качестве одного из подходов нами была предложена и начала проверяться на практике система индивидуальных творческих программ-заданий для студен­ тов 1 и 2 курсов - выпускников педклассов. Была поставлена цель: путем творческих заданий реализовать имеющиеся у них возможно­ сти, умения и навыки, обеспечивая тем самым преемственность и логику обучения в связке педкласс - педвуз. При этом особое внима­ ние уделяется самостоятельному научному поиску и эксперименту, ибо, как писал Л.Н.Толстой, учитель в первую очередь должен быть исследователем, чтобы опытным путем искать и решать возникающие в ходе учебно-воспигательнош процесса педагогические проблемы. О.М.Шилова Череповец ИДЕИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ Л.Н.ТОЛСТОГО Идеи новой гуманистической системы воспитания, которая полу­ чила название свободного воспитания, обосновали Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци. Идейные основы свободного воспитания развивались и обогащались во многих западноевропейских странах в XVTII-XX вв. Историки педагогики неоднозначно толковали и толкуют само понятие свободного воспитания. И это объяснимо. Теория свободного воспитания - это одна из самых первых попыток поставить ребенка в центр педагогической системы. Для педагогики XVIII в. свободное воспитание - это утверждение права человека иметь свою природу, права на свободу мысли, права воспитывать себя, реализовать свою природу. Идея свободного воспитания была и остается очень привлекатель­ ной. Она дала жизнь многим педагогическим направлениям, которые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=