ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Глубокий интерес к личности ребенка, искренняя деятельная лю­ бовь к детям, вера в их творческие силы и способности - все это в педагогике Л.Толстого побуждает к поиску новых путей в обучении и воспитании. А.С.Агафонова Тула ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДКЛАССОВ К УСЛОВИЯМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Принципиальные изменения, которые происходят сейчас в систе­ ме высшего педагогического образования страны, предполагают осу­ ществление целого комплекса разносторонних мер. Ключевой вопрос этой программы преобразований - подготовка высококвалифициро­ ванных и творчески мыслящих учителей для современной школы. Учитель не на словах, а на деле становится фигурой, от которой зависит духовное становление нового поколения. И цель работы пе­ дагогического вуза - подготовить такого учителя, заложить фунда­ мент его личности. Однако формирование контингента студентов педвузов, очевидно, до сих пор не может считаться удовлетворительным. Привычное уни­ версальное решето конкурсного набора просеивает скорее обученных, чем способных обучать. Результаты опросов и исследований, прове­ денных среди абитуриентов, а впоследствии - студентов 1 и 2 курса химико-биологического факультета ТГПУ им.Л.Н.Толстого, пока­ зал, что от 30 до 42% из них психологически не подготовлены к учи­ тельской профессии. Один из перспективных путей профессионального отбора будущих студентов реализуется в работе педагогических классов. Но вместе с положительным опытом педклассы породили и ряд проблем, требую­ щих осмысления. Одна из них - адаптация выпускников таких клас­ сов в педагогическом вузе, которая не всегда протекает безболез­ ненно. Среди причин такою положения вещей большинство выпуск­ ников педклассов называют частичную затеоретизированность учеб­ ного процесса в вузе, отчужденность от реалий современного школь­ ного мира. Такого рода высказывания заставляют задуматься над тем, что пока в связке педкласс - педвуз недостаточно выстроена естест­ венная логика обучения. Необходимо создание такой творческой ат­ мосферы, которая, сохранив обаяние и свежесть школьного педаго­ гического общения, органично включала бы в себя академизм высше­ го обучения. Такая атмосфера от ступени к ступени будила бы в студенте интерес, вела его к все более сложным исследовательским j l f

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=