ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

возможность жертвенности и даже страданий, принимаемых во ис­ купление своего несовершенства. По этому пути человека ведут до­ брота, милосердие, совестливость, чувство собственного достоинства. Обратившись к духовному миру ребенка, глубоко проникнув в этот мир, Толстой ратовал за сохранение индивидуальности личности во всем ее богатстве и своеобразии. В деле воспитания и обучения он не допускал насилия над личностью ребенка, которою ставил в центр учебного процесса, и в устройстве школы предлагал руководствовать­ ся изучением потребностей учеников. Вусловиях современной разви­ вающейся школы эти идеи становятся актуальными, и применение их на практике будет способствовать дальнейшей гуманизации системы образования. Определяющее значение в развитии творческой личности ребенка великий педагог придавал взаимоотношениям учащихся и учителей: «...вопрос: как учить? Какой наилучший метод? - есть вопрос о том, какое отношение между учащим и учащимся будет наилучшим». Тол­ стой считал, что эти отношения должны быть естественными, друже­ скими. Только при этом условии учитель может в полной мере узнать своих учеников, направить и удовлетворить их интерес в учении. Л.Толстой ратовал за создание гуманных стимулов учения, он всегда ждал на урок ребенка, который «несет только себя и свою воспитательную натуру». Главное в обучении - побуждение ребенка к творческой деятельности, опора на его желания и интересы. Л.Тол­ стой отлично разбирался в психологических основах воспитания ин­ тереса - создания психического состояния заинтересованности учебой и развития у детей уверенности в своих силах, возбуждения у них внимания, развития новых мотивов учения и преодоления застенчи­ вости, испуга, замкнутости. В понимание Л.Толстым школы как педагогической лаборатории входят тщательное изучение учителем индивидуальных особенно­ стей детей, их затруднений в учении и выбор на этой основе методов обучения. «Наилучший учитель будет тот, у кого сейчас под рукой готово разъяснение того, что остановило ученика». Процесс образова­ ния должен строиться с учетом индивидуальных особенностей детей. «Всякая отдельная личность, - указывает Л.Толстой, -д л я того, что­ бы выучиться наискорейшим образом грамоте, должна быть обучена совершенно особенно от всякой другой, и поэтому для каждой должна бы быть особая метода». Л.Н.Толстой придавал исключительно важное значение содержа­ нию учебной деятельности детей, в ходе которой они проявляли зна­ ния и умения в различных формах общественного сознания, а также и такие способности, как рефлексия, анализ, воображение, которые определяли их уровень психического развития. ■{М

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=