ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

банк, устроить земледельческую колонию (на основах общины). Хо­ рошо известны факты личного участия Льва Николаевича в косьбе вместо больного старика, разбивке фруктовых садов для крестьян и т.д. Широкий общественный резонанс получила деятельность Л.Н.Толстого по оказанию моральной и материальной помощи голо­ дающим в 1891-92 и 1898-99 гг. Его письма о голоде, рассказы «Два старика» и другие произведе­ ния привлекли внимание российской и мировой общественности к бедственному положению голодающих и вызвали лавину пожертво­ ваний, которая проходила через Софью Андреевну. Л.Н.Толстой принимает участие в организации столовых для го­ лодающих. Число столовых в 1891-93 гг., открытых им лично или под его руководством, достигает 246. Ими пользуются до 13 тыс. обедаю­ щих. В голодную компанию 1891-93 гг. Толстой уходит в усадьбу своего друга И,И.Раевского Беличевку, чтобы быть с голодными и делить с ними то, что есть у него. Этот шаг графа Толстого произвел огромное впечатление на российское общество и вызвал многочислен­ ные подрожания. В различные годы своей жизни Л.Н.Толстой выступал в качестве адвоката, мирового посредника по различным просьбам, прошениям крестьян. Социально-педагогическое кредо Лев Николаевич выразил слова­ ми: «Людей простых, хороших, здоровых физически и нравственно, когда они страдают от лишений, жалко всем существом, - совестно и больно быть человеком, глядя на их страдания». Л.М.Истлентьева Тула ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ Л.Н.ТОЛСТОГО Престиж любого общества определяется по тому, насколько затре­ бована и ценится в нем просвещенная, высоконравственная личность и что делается для ее максимального развития, гармонизации и само­ реализации. Важно, как претворяется приоритетная идея гуманиза­ ции - ведущая в большинстве социальных теорий человечества. Обращение к педагогическому наследию Л.Н.Толстого помогает глубже осмыслить истоки гуманистических начал в педагогике и раз­ витие этих тенденций в современной педагогической науке и школь­ ной практике. Л.Толстой считал, что окружающую жизнь можно улучшить не насилием, а с помощью духовного развития человека. Развитие чело­ века гуманного - это путь самоочищения, самосовершенствования, ^3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=