ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Свобода и творчество (сотворчество учителя и ученика) как само­ выражение личности понимались Толстым как естественный путь к нравственности человека, выбравшего жизнь сдетьми, для детей своей профессией. Эти идеи составляют одно из фундаментальных оснований профес­ сионального мышления будущего учителя. Педагогическое мышле­ ние формируется в процессе педагогической подготовки будущего учителя, в совершенствовании которой интеграционные процессы на­ бирают все большую саду. И в этом смысле идеи Л.Н.Толстого о том, что сущностное в теории (дисциплине), сконцентрированное в систе­ ме понятий, есть только одно из исходных в целостной картине мира, будущей профессиональной деятельности, актуализируются в попыт­ ках вычленения собственно педагогического содержания профессио­ нальной подготовки учителя и соотнесения его со всеми другими пластами содержания педагогического образования. И тогда резуль­ татом педагогической подготовки становятся не просто сформирован­ ные на некотором индивидуальном уровне компоненты педаго­ гического содержания (понятия, концепции, теории), а своеобразный «индивидуальный рисунок» этого содержания, где компоненты сба­ лансированы, гармоничны, т.е. педагогическое мышление будущего учителя. Не менее значим для современной педагогической подготовки и постулированный Толстым тезис об обеспечении свободы выбора со стороны учащихся того, чему и как учить - как принцип организации и содержания педагогической подготовки и ее технологической части. Это означает отказ от нормативности педагогического знания, при­ ближение к максимальной его плюралистичное™. При этом в форми­ ровании «поля выбора» непременно должна обеспечиваться активность обучаемого. Реализация этой идеи возможна на разных уровнях (и в разных формах, методах, средствах) изучения педагогики. При формировании понятийного компонента педагогического мышления будущего учителя это происходит уже в анализе подхода Л.Н.Толстого к содержанию понятий «образование», «воспитание», «развитие личности» - отсутствию окончательного, категоричного, «правильного» определения; стремлению к развертыванию генезиса рассматриваемых понятий; ориентации на поиск вариантов, оттенков смыслов и т.д. Эта позиция может быть реализована и в рамках новых информа­ ционных технологий, используемых при формировании понятий пе­ дагогики. Обеспечение многомерности информационной базы созда­ ваемой на кафедре педагогики ТГПУ компьютерной программы по изучению понятийного аппарата педагогики и ставит одной из целей -U{

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=