ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
Будущего художника в юном Иртеньеве предвещает и очень раз витое воображение, которое дает мальчику пищу для интенсивной работы души. Художественную натуру героя выдают его мечтатель ность и наблюдательность. Предметом мечтаний и наблюдений для него является мир взрослых, чтение книг, дорожные впечатления и др. Поэтическое восприятие мира Николенькой Иртеньевым прояв ляется в свойственном ему обостренном чувстве природы. После осве жающей грозы он испытывает «неотразимо отрадное чувство надежды в жизни». Природа для героя Л.Толстого является источником поэти ческих ощущений, формирует утонченную культуру его чувств, тот эмоциональный мир, который потом выплеснется в строчки его про изведений. Незаурядные мыслительные способности, склонность к самоана лизу дополняют и делают богаче художественную натуру юного Ир- теньева. Природный дар мальчика развивается под влиянием окружающих его людей и обстановки жизни дворянской усадьбы. Поэтический склад его души формируется иод мощным, пока еще неосознанным воздействием понятий Россия, родина. В родных мес тах он воспринял поэзию русского простора, больших дорог, знатной родословной, которой можно гордиться. . О.В.Чукаев Тула ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Особую актуальность педагогические идеи Л.Н.Толстого приобре тают сейчас, во время обновления образовательной системы России. Эти идеи созвучны современным тенденциям реформирования обра зования: его демократизации, гуманизации, гуманитаризации; ори ентации на личность ребенка как целостность, отказу от норматив ности знания и нормативности пути личности к знанию, к своей целостности, гармонии. Все более утверждается глубоко обоснованная Л.Н.Толстым идея свободного совершенствования человека, его личностного роста. При этом личностный рост ученика не может быть продуктом усилий педагога вне личностного и профессионального роста его самого, вне заинтересованности учителя и ученика друг в друге. У Толстого эта мысль звучит вполне определенно: «Всякое движение педагогики впе ред ...состоит только в большем и большем приближении к естествен ности отношений между учителем и учениками, в меньшей прину дительности и ь большей облегченное™ учения». 1М
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=