ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

В «Дневнике» (1892) он пишет: «...надо всеми силами стремиться к добру». И это стремление не может быть лишь внешним усилием, старанием учителя открыть ученику Истину; это глубокая внутрен­ няя работа, совершаемая одновременно в душах и того и другого. Сам писатель являл здесь блистательный пример. Моральные по­ рывы, беспощадный самоанализ - этим переполнены дневники и за­ писные книжки Л.Толстого. Некоторые из записей приобретают остроту самоосуждения: «Ежели пройдет три дня, во время которых я ничего не сделаю для пользы людей, я убью себя. Помоги мне, Госпо­ ди»; «Ежели завтра я ничего не сделаю, я застрелюсь»; «Важнее всего для меня в жизни - исправление от трех пороков - раздражительно­ сти, бесхарактерности и лени». Еще будучи студентом Казанского университета, Л.Толстой соста­ вил «Правила», своеобразный моральный кодекс, определивший впоследствии главные педагогические принципы: - имей цель для всей жизни; - будь верен своему слову; - будь полезен, сколько ты можешь, отечеству; - все отвлеченные мысли оправдывай примерами. На трудном пути Л.Толстого к самому себе случались духовные кризисы, но, страдая и мучаясь, он всегда полагал самовоспитание, нравственное самосовершенствование единственной возможностью стать Человеком. Л.И.Зверева Елей, ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКИЕ 1’ОДЫ ПО ПОВЕСТЯМ Л.Н.ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» И «ОТРОЧЕСТВО» Автобиографические повести Л.Толстого —это книги не только о диалектике души ребенка, но и о формировании творческой лично­ сти - будущего художника и мыслителя. На собственном опыте вели­ кий писатель раскрывает в Николеньке Иртеньеве природные качества, в которых просматривается его художественный талант, и те внешние уело- вия, которые влияют на воспитание и развитие его творческого дара. Среди врожденных свойств натуры художественной писатель по­ стоянно подчеркивает тонкую душевную организацию ребенка, его повышенную чувствительность, обостренное восприятие жизни. Ни­ коленька плачет от восторга и любви к матери, со слезами раскаяния мирится с няней. Осознание собственной чувствительности доставля­ ет ему отраду. 'ИЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=