ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
Основу учебно-воспитательного процесса составляла тщательная, профессионально грамотная диагностика, осуществляемая на протя жении всего пребывания ученика в школе, т.к. ребенок «не опреде ленная величина, а нечто постоянно изменяющееся». Только зная личностные особенности школьника, можно для каждого подобрать «особую методу»: Обучение должно опираться на жизненный опыт детей, учитывать их повседневные наблюдения, развивать их актив ность и самостоятельность мышления. «Мягкая, тонкая, полная нежности и осторожности» ( С.Т.Шацкий) педагогика Толстого видела главную задачу школы в развитии духов ного мира ребенка, нравственных основ его личности. Толстой был убежден, что группа детей как самоорганизующаяся система без внешнего давления может осознать необходимость «под чиниться известным условиям», установить определенные нормы. Но мера свободы определяется не только позицией детей, но и «знаниями и талантом учителя». Реализовать гуманистические идеи яснополян ского мыслителя может только учитель, который уверен, что «окон- ченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенство вание бесконечны». Гуманистический пафос, приоритет духовности пронизывает мно гие педагогические и философские произведения Толстого. Их новое прочтение поможет глубже осмыслить истоки гуманизма в педагоги ке, возможности и особенности развития гуманистических тенденций в инновационных процессах. О.Ульянова, А.Викулов Череповец Л.ТОЛСТОЙ О САМОВОСПИТАНИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕДАГОГИКИ Л.ТОЛСТОГО) Толстой-педагог, решительно требовавший гуманного отношения к детям и всемерного развития их способностей, справедливо полагал одним из условий этого - «нравственное». «Проблема «мораль-красо та» была для Толстого не только общекардиналыгой, но и неизменно просто практической» (В.Гусев). Самовоспитание, понимаемое как самопостроение личности, - вот что, на наш взгляд, является психо логическим акцентом, определяющим «нравственную интонацию» великого педагога. Толстой напряженно искал гармонический принцип в отношениях человека с самим собой и роль педагога видел как роль посредника между душой ребенка и нравственным началом мира (природой, гос подом богом).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=