ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Основу учебно-воспитательного процесса составляла тщательная, профессионально грамотная диагностика, осуществляемая на протя­ жении всего пребывания ученика в школе, т.к. ребенок «не опреде­ ленная величина, а нечто постоянно изменяющееся». Только зная личностные особенности школьника, можно для каждого подобрать «особую методу»: Обучение должно опираться на жизненный опыт детей, учитывать их повседневные наблюдения, развивать их актив­ ность и самостоятельность мышления. «Мягкая, тонкая, полная нежности и осторожности» ( С.Т.Шацкий) педагогика Толстого видела главную задачу школы в развитии духов­ ного мира ребенка, нравственных основ его личности. Толстой был убежден, что группа детей как самоорганизующаяся система без внешнего давления может осознать необходимость «под­ чиниться известным условиям», установить определенные нормы. Но мера свободы определяется не только позицией детей, но и «знаниями и талантом учителя». Реализовать гуманистические идеи яснополян­ ского мыслителя может только учитель, который уверен, что «окон- ченность и совершенство недостижимы, а развитие и совершенство­ вание бесконечны». Гуманистический пафос, приоритет духовности пронизывает мно­ гие педагогические и философские произведения Толстого. Их новое прочтение поможет глубже осмыслить истоки гуманизма в педагоги­ ке, возможности и особенности развития гуманистических тенденций в инновационных процессах. О.Ульянова, А.Викулов Череповец Л.ТОЛСТОЙ О САМОВОСПИТАНИИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЕДАГОГИКИ Л.ТОЛСТОГО) Толстой-педагог, решительно требовавший гуманного отношения к детям и всемерного развития их способностей, справедливо полагал одним из условий этого - «нравственное». «Проблема «мораль-красо­ та» была для Толстого не только общекардиналыгой, но и неизменно просто практической» (В.Гусев). Самовоспитание, понимаемое как самопостроение личности, - вот что, на наш взгляд, является психо­ логическим акцентом, определяющим «нравственную интонацию» великого педагога. Толстой напряженно искал гармонический принцип в отношениях человека с самим собой и роль педагога видел как роль посредника между душой ребенка и нравственным началом мира (природой, гос­ подом богом).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=