ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Тула ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ Л.Н.ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ Интенсивные инновационные процессы, проходящие в образова­ тельных учреждениях в последние годы, не оправдали общественных ожиданий, не привели к существенным позитивным изменениям в развитии личности школьника. В ряде случаев инновационные пре­ образования в школах сопровождаются психической, физической, интел- лектуальной перегрузкой учащихся и учителей, ухудшением эмоционального микроклимата, нарастанием тревожности, дезадап­ тации. Положительный эффект личностного развития наблюдается толь­ ко в гуманистически ориентированных образовательных системах, т.е. в тех случаях, когда признание самоценности, уникальности, индивидуальности ребенка и учителя было не декларацией, а основой жизни школы. Здесь стремятся адаптировать учебно-воспитательный процесс к интеллектуальным, психическим, физическим особенно­ стям детей, строить его с учетом их интересов, возможностей, запро­ сов. Особое внимание уделяется тщательной диагностике детей, использованию оздоровительных, щадящих технологий обучения и воспитания. В таких учебных заведениях учителя и дети совместно выбирают и осваивают нравственно-этические ценности с учетом на­ ционального и регионального компонентов культуры. В периоды подъема в обществе гуманистических идей усиливается интерес к философскому и педагогическому наследию Толстого. Ана­ лиз теоретических позиций и конкретной практики ее реализации может помочь действительной, а не декларативной гуманизации об­ разовательной ситуации в России. Сущностной, глубинной основой преобразований может стать ут­ верждение Л.Н.Толстого: «Критериум педагогики только один - сво­ бода!» Великий мыслитель был убежден, что только в процессе свободного развития раскрывается нравственный облик ребенка. По­ нятие «свобода ребенка» в педагогике Толстого неоднозначно и мно­ гослойно, оно включает, прежде всего, естественное право выбора - режима занятий и предмета обучения, конкретного содержания и форм организации познавательной деятельности. Но Толстой говорил и о духовной свободе ребенка: праве самому выбрать и воспринять ценностные ориентиры. Взрослый человек не вправе «ломать» дет­ ство, диктовать ему свою волю, и все устройство Яснополянской шко­ лы было направлено на самореализацию, саморазвитие личности. ИЧ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=