ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

JI.Н.Толстой высоко ценил развитие в процессе обучения творчес­ ких сил, способностей детей. Средствами их развития являются тща­ тельно подготовленные, интересно и занимательно поставленные уроки учителя, составление детьми под руководством учителя сочи­ нений на заданные темы и по свободному выбору, художественное рассказывание, рисование, пение и музыка, игры, экскурсии, гимнас­ тика и занятия физическим трудом, которые и были талантливо ис­ пользованы Л.Н.Толстым в яснополянской школе. Развитие творческих способностей детей невозможно без учета их индивидуальных особенностей. Л.Н.Толстой говорил, что современ­ ное воспитание стирает индивидуальные свойства ребенка. Он борол­ ся с шаблоном и трафаретом в воспитательно-образовательной рабо­ те, внимательно изучал своих учеников, стараясь найти индивиду­ альный подход к ребенку. Немалую роль в развитии творческих способностей детей Л.Н.Тол­ стой отводил эмоциям в процессе обучения и создал методику эмоци­ ональных воздействий на детей. Активизация учебного процесса развития творческих способнос­ тей, по мнению Л.Н.Толстого, требует также: 1) чтобы не было новых непривычных предметов и лиц, где ученик учится; 2) чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей; 3) очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание; ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешним влиянием; 4) чтобы ум не утомлялся; 5) чтобы урок был соразмерен силам ученика, не слишком легок, не слишком труден. Большую роль Л.Н.Толстой отводит личности учителя. Мысли Л.Н.Толстого по этому вопросу представляют особую ценность, потому что он соединил в одно целое успехи ученика и работу учителя, потому что Толстой защищал идею творческой индивидуальности учителя. Собственно, сам процесс обучения и воспитания в Яснополянскойшколе открывал каждому учителю необозримый простор для творчества. Мы учим детей писать сочинения, изложения, решать задачи, составлять доклады и рефераты, давая свои готовые методические советы, схемы и трафареты, не задумываясь над тем, что это лишь средства для развития самостоятельности и творческой познаватель­ ной активности. И если педагоги, работая с детьми, не будут нацели­ вать их на процессы самонаблюдения, самосовершенствования, твор­ ческого самовыражения, то добиться положительного результата в формировании самостоятельности мышления, творческого развития будет невозможно. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=