ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

8) создание социально-психологической атмосферы в школе, когда ребенок чувствует, сознает защищенность и благополучие, имеет воз­ можность самовыражения; 9) формирование самостоятельности мышления, творческого, со­ зидательного отношения к жизни; 10) разработка и реализация специальной программы укрепления здоровья, повышения психофизиологических ресурсов организма, развития волевых качеств. Одним из основных методов обучения и воспитания в этих «тол­ стовских школах» является познание себя и окружающею мира, включающее в себя самоопределение и выбор жизненного пути на основе соотнесения собственного опыта с опытом человечества. Впро­ цессе обучения применяются методы, способствующие раскрытию мотивов деятельности ребенка. В «Школе Толстого» особое внимание уделяется нравственному становлению личности, в связи с этим в учебный план включены принципиально новые дисциплины (духоведческие): «Чаша жизни», «Познай себя», «Граждановедение», «Этика ненасилия». Путем кон­ центрации и ориентации на практическую целесообразность тради­ ционных предметов («Физика», «Биология», «Химия» и др.) осуществляется тесная связь с реальной действительностью, и в то же время ведется разработка гуманистических аспектов преподавания этих дисциплин. В первом классе учащиеся изучают новый предмет «Азбука Льва Толстого», благодаря которому закладываются основы овладения русским языком и осуществляется подготовка к более серьезному и детальному знакомству с литературой. В этой связи преподаватели «толстовских школ» следуют идеям Л.Н.Толстого, соблюдая прин­ цип многогранности и высокого интеллектуального фона обучения. Таким образом уже с первого класса учащиеся этих школ стано­ вятся участниками педагогического процесса в обстановке непри­ нужденности и сотрудничества, эмоциональной привлека ­ тельности, что способствует раскрытию их творческих и нравствен­ ных возможностей. О.В.Матвеева Тула ИДЕЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л.Н.ТОЛСТОГО В связи с ориентацией современного воспитания на личностный подход, идея Л.Н.Толстого о необходимости развития творческих спо­ собностей детей является актуальной и на сегодняшний день. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=