ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

дентами осуществляются разработка целевой модели, содержатель­ но-целевой модели (базовой), оптимальный выбор методов обучения, методической модели и процессуальной модели фрагмента процесса обучения (урока) (по А.И.Уману). С.А.Воронина Тула ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО В РАБОТЕ ТУЛЬСКИХ ШКОЛ Перед современной школой стоит цель - формирование творчес­ кой созидательной личности в единстве развития нравственно-чув- ственного, разумно-познавательного и волевого начал человека. Эта цель созвучна с основными педагогическими идеями Л.Н.Тол­ стого, которые активно использовались на протяжении многих де­ сятилетий в нашей стране и за рубежом. В настоящее время в Туле и Тульской области существует несколько «толстовских» школ (Яс­ нополянская школа-лаборатория им. Л.Н.Толстого, Никольско- Вяземская малокомплектная средняя школа, Иншинская средняя школа, школы № 46 и № 9 в Туле), являющихся эксперименталь­ ными площадками научно-исследовательской лаборатории «Шко­ ла Л.Н.Толстого». Идея Л.Н.Толстого о формировании творческой личности реали­ зуется в этих школах посредством решения следующих задач: 1) организация учебной деятельности, создание методологии и идеологии учебного процесса; 2) создание условий для проявления и развития в детях доброже­ лательности, любви к окружающему миру, для восприятия себя как частицы этого мира; 3) внедрение педагогической системы, в которой содержание, ме­ тоды и формы обучения способствуют формированию у детей нравст­ венного отношения к миру - способности улучшать жизнь в сотруд­ ничестве, взаимопомощи без насилия и причинения вреда природе и людям; 4) создание условий для активного включения детей в учебно-по­ знавательную деятельность без принуждения со стороны учителя; 5) организация учебной деятельности на основе задатков, интере­ сов, особенностей физического и психофизиологического развития детей; 6) создание условий, социально-психологической атмосферы при­ знания самоценности каждого ребенка независимо от его успеваемости; 7) организация условий для развития самостоятельности, ответст­ венности, воли и других позитивных качеств личности; 114

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=