ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Т.В.Гагаркина Орел Л.Н.ТОЛСТОЙ О ТРЕБОВАНИЯХ К УЧИТЕЛЮ И АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЕГОДНЯ 1. Л.Н.Толстой указывал на то, что «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами учеников, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик». 2. Следуя за мыслью Л.Н.Толстого, сегодня мы можем выделить те проблемы, о которых Лев Николаевич говорил в «Общих замечаниях для учителя». С одной стороны, это наработка систем обучения и воспитания в учебно-воспитательных учреждениях всех типов, а с другой - технология обучения этим системам будущего учителя. 3. Мы обратили внимание на один из возможных подходов в под­ готовке творческой личности учителя - технологический подход в системе лабораторных работ по педагогике. За основу перестройки лабораторных работ мы взяли теории о деятельности, формировании умений, типов ориентировочной основы действий и построили два варианта работ по дидактике. 4. Впервом варианте содержательной основой дидактической под­ готовки выступают способы оптимизации обучения в их поопераци­ онной структуре. Так, например, в ходе выполнения одной из лабораторных работ будущий учитель усваивает пооперационную структуру «Оптимального выбора задач обучения», обратившись к выполнению четырех упражнений - «рабочих карт». Среди них: оп­ тимальное определение общего комплекса задач обучения, конкрети­ зация общих задач обучения, определение доминирующих задач каждого этапа изучения соответствующего учебного материала, свер­ тывание конкретных задач. 5. Такой подход к формированию технологической культуры бу­ дущего учителя в системе лабораторно-практических занятий пред­ полагает выполнение анализа структуры действия, выделения эле­ ментов умения в действиях, что является одним из непременных условий развития творческой личности будущего учителя. 6. Во втором варианте дидактической подготовки содержанием семинарских занятий выступают: цели обучения через изучаемое содержание, деятельность учителя, действия учащихся и результа­ ты обучения; содержание образования; методы обучения; процесс обучения и его формы; системы обучения на аналитическом уров­ не. В системе же лабораторных работ на конструктивном уровне сту- 113

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=