ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

воначальную устойчивую нравственную культуру, которая является основой экологической культуры. Новым учебным предметом в «Школе Л.Н.Толстого» является ин­ тегрированный предмет «Природа и труд», который дает возможность ребенку полнее ощутить непосредственную основу жизни - труд и преодолеть заблуждения в отношении ценностей в системе «человек- природа» через деятельную любовь к природе, труд на благо жизни, а не во имя ее разрушения. Экологическое воспитание в «Школе Л.Н.Толстого» предполагает единство трех факторов: - разумного отношения к природе, основанного на глубоком зна­ нии ее законов; - совершенствования культуры чувств; - непосредственной трудовой деятельности людей, основанной на их умениях и навыках и любовном, бережном отношении к земле. Результатом такого подхода станет пробуждение в личности жела­ ния быть «художником» природы, защитником ее красоты и богатства. Ведущее место в программе занимает тема «Почва» - центр ин­ теграции природоведения и сельскохозяйственного труда. Почва - тот узел, в котором сплелись сложные и противоречивые взаимоот­ ношения человека и биосферы. Научить ученика видеть и понимать жизнь почвы - важное условие воспитания любви к труду, в том числе и сельскохозяйственному. Особое внимание обращается на то, что почва не просто верхний слой земли, а особое естественно-исто­ рическое тело, особая разновидность среды обитания, живая и слож­ ная система, наконец, почва - хранительница красоты земной и духовной. Земля наша болеет и страдает. Сегодняшним школьникам, а зав­ трашним земледельцам, хозяевам земли, достанется предельно исто­ щенная и больная Земля. Поэтому сельскохозяйственный труд учащихся будет сочетаться с врачеванием земли. Это исследование и определение состояния почвы и того, в каких веществах она нуждает­ ся, восстановление гумуса, биологическая борьба с сорняками, вреди­ т е л ям и , использование методов природоохранного з ем л е ­ пользования. Конечно, не все учащиеся станут земледельцами, фермерами. За­ дача «Школы Л.Н.Толстого» - пробудить в ученике духовное сущест­ во, осознающее себя не хозяином, а частью природы, природного мира. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=