ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

единстве разума, культуры чувств и самостоятельности происхо­ дит подлинно человеческое, духовное и физическое развитие ребен­ ка, раскрытие его гуманистической природы. Основополагающее значение этих качеств в духовном развитии личности обусловлено ценностными установками, стремлением к идеалу. Для контроля и оценки развития личности ребенка разработаны специальные психологические методы и средства диагностики интел­ лектуального и нравственного развития, структуры ценностных ори­ ентаций ребенка. Наиболее ценными результатами текущих этапных исследований развития детей, заканчивающих начальную школу по программе «Школа Л.Н.Толстого», являются: во-первых, позитивная структура их ценностных ориентаций, высокий уровень их нравственного раз­ вития; во-вторых, обнаруживается значительность влияния личности учителя на развитие личности ученика при преподавании так назы­ ваемых «духоведческих» дисциплин. В связи с этим первостепенной задачей «Школы Л.Н.Толстого» является подбор, высококвалифици­ рованная подготовка и переподготовка педагогов, включающая про­ фессионально-психологическую диагностику личности учителя. О.В.Хлопенова Тула Л.Н.ТОЛСТОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Экологическое выживание человечества - в настоящее время одна из насущных задач современного мира. «Все недоброе в сердце чело­ века должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра», - пишет Л.Н.Толстой. Толстой считал, что человек живет, осознавая себя час­ тицей всего бесконечного окружающего его мира. Задача школы в том, чтобы помочь ребенку найти место в бесконечной цепи развития лучших традиций народа и человечества, преодолеть сознание конеч­ ности и ограниченности, дав ему ощущение неуничтожимости добра на земле. Только тогда он будет устойчиво ощущать себя нравственно ответственным за все, что им совершается. Данная система ценностей является основанием педагогической системы «Школы Л.Н.Толстого» в ее неотъемлемой части —воспита­ нии экологической культуры ребенка. Основы экологической культуры изложены в «Азбуке» Льва Тол­ стого, например, в рассказе «Птичка», в котором речь идет о людях, напавших на беззащитную птицу. Переживание ребенком реальных жизненных ситуаций из рассказов «Азбуки» закладывает в нем пер­ 111

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=