ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА «ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО» «Школа Л.Н.Толстого», являясь учебным заведением нового типа, работающим в режиме эксперимента, организует учебно-воспита­ тельный процесс, с одной стороны, как внедрение лучших педагоги­ ческих идей, методов и средств обучения, проверенных временем, а с другой стороны - как научный эксперимент, в ходе которого можно выделить следующие этапы. Первый этап связан с пониманием, постановкой основных проблем современной школы, к числу которых, в первую очередь, следует отнести проблему развития личности ребенка. На втором этапе прорабатывается научная теория, выдвигаются гипотезы, которые требуют экспериментальной проверки. На третьем этапе выбираются или создаются новые методы и сред­ ства проведения эксперимента (в нашем случае - условия, методы и средства воздействия на становление ребенка как личности). На четвертом этапе разрабатываются психологические и педаго­ гические методы контроля и диагностики развития личности ребенка, включая оценку знаний, умений, навыков. На пятом этапе начинается собственно учебно-воспитательный процесс, который корректируется и управляется на основе текущих (промежуточных) результатов контроля и оценки развития личности ребенка. На шестом, заключительном, этапе подводятся общие итоги экс­ перимента, оцениваются эффективность, оптимальность и другие ха­ рактеристики. В практическом развитии педагогического эксперимента его ос­ новные этапы могут объединяться, развиваться и чередоваться. Эксперимент «Школа Л.Н.Толстого» находится на пятом этапе своего развития. В настоящее время осуществляется глубокая прора­ ботка теоретических основ эксперимента, разрабатываются и совер­ шенствуются методы и средства обучения и воспитания. Решение ключевых психологических проблем развития личности ребенка «Школа Л.Н.Толстого» осуществляет в рамках гуманисти­ ческой психологии. В результате теоретических и эксперименталь­ ных исследований были выделены три фактора, три основы позитив­ ной структуры личности. Первый фактор - общеинтеллектуальное развитие ребенка, или развитие разума', второй фактор - нравствен­ но-культурное развитие, связанное со становлением культуры чувств', третий фактор - развитие самостоятельности, воли. В И.В.Ежов Тула 110

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=