ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Это позволяет к концу начальной школы наблюдать сформирован- ность серьезных зачатков исторического сознания, готовность к поло­ жительному эмоциональному восприятию предмета «История развития человечества» <5-9 кл.). Этика ненасилия, стремление к социальному компромиссу и миру, органически присущие «Школе Л.Н.Толстого», делают непримени­ мой большую часть теоретического инструментария формационной теории. Цивилизационный подход, положенный в основу курса «История развития человечества», не только позволяет выйти за жесткие рамки формационных конструкций и ощутить глубину, своеобразие, непо­ вторимость каждой цивилизации, но и служит камертоном в изуче­ нии сквозных тем и при формировании базовых понятий. Вслед за Бердяевым отрицая возможность «победоносности» рево­ люций и гражданских войн, мы воспитываем у детей отношение к социальной революции как к основной позитивной форме историчес­ кого процесса. А выделяя при рассмотрении каждой цивилизации оп­ ределенные узловые моменты, позволяющие охарактеризовать ее наиболее полно и всесторонне (геополитическое положение, ланд­ шафт, условия и характер развития экономики, становление государ­ ственности, социально-психологические особенности этноса), мы делаем акцент на изучении духовной культуры цивилизаций. Про­ грамма интегрированного курса позволяет обратиться к литературным источникам, к богатствам религиозно-философской, естественно­ научной, искусствоведческой мысли. Для общей конструкции курса «История развития человечества» базовой является идея единства, целостности и прогрессивной на­ правленности исторического процесса. Это не означает ни приверженности схеме линейного развития, ни европоцентризма. Самоценность, самобытность каждой цивилиза­ ции и динамика их сосуществования, единство вечных общечелове­ ческих ценностей, приоритет интересов личности - под таким углом зрения должно, на наш взгляд, идти рассмотрение истории. Поэтому программа курса «История развития человечества» не предусматри­ вает изолированного и разделенного по учебным годам изучения оте­ чественной и всемирной истории. В 5 классе учащиеся знакомятся с «прометеевой эпохой» человечества и древними цивилизациями. В 6 классе предметом их изучения является становление и развитие ци­ вилизаций V-XV вв. Программа 7 класса предполагает изучение пе­ риода с XVI по XVIII в., 8 и 9 классы посвящены соответственно познанию истории XIX и XX веков. 10 и 11 классы ожидает освоение курса философии истории, позволяющего выйти на уровень методо­ логического осмысления предшествующих знаний. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=