ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

5. Школа не существует без идеологии, но школа и политика не­ совместимы. Школа должна перестать быть служанкой в руках вре­ менщиков, правители приходят и уходят, а конкретный человек есть и будет. «Школа Л.Н.Толстого» религиозна в своей основе, но эта религиозность особого рода. Мы служим идеалам народа и человече­ ства, мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок смог осознать, прочувствовать этот идеал и соотнести его со своим опытом. Пребывая постоянно в состоянии соотнесенности себя с идеалом, человек совер­ шает подлинное развитие, необходимое ему для достойного сущест­ вования на земле. Вертикаль «Я - идеал» - методологическая основа «толстовской» системы. Из нее органично вытекает главный метод обучения - соотнесенность опыта ученика с опытом народа и челове­ чества. 6. Ребенок не может быть средством достижения целей родителей и педагогов. Он - цель и самоцель процесса образования и воспитания. До тех пор, пока эта мысль не станет реальностью в школьной прак­ тике, все слова о гуманизации и гуманитаризации будут пустой, ни к чему не обязывающей фразой. Подлинный гуманизм в том, чтобы не калечить ребенка, а развивать в нем то, что заложено природой, развивать, не унижая его достоинства, не отвращая его души от вели­ кого источника знаний. О.Г.Вронский ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА «ШКОЛА Л.Н.ТОЛСТОГО» Гуманитарная направленность учебных заведений, работающих по эксперименту «Школа Л.Н.Толстого», предопределяет значитель­ ную роль истории в программах школы. Задача истории - не только формирование высокоорганизованного теоретического сознания, но и воспитание глубинного нравственного чувства. Погружение в Мир Истории начинается для учащихся с первых дней обучения - предмет «Чаша жизни» (1-5 кл.). Его цель - ознако­ мить детей с историческими сюжетами и персонажами, рассматривая их как «старины заветные предания». Вместе с тем, мифологическое, «житийное» изложение исторического материала постепенно приоб­ ретает все больше черт изложения научного: ненавязчиво вводится хронологический принцип, используется историческая карта, на сме­ ну отдельным фрагментам приходят крупные тематические блоки: «Города и царства» (2 кл.), «Герои Отечества» (3 кл.), «Мудрые люди нашей земли» (4 кл.). 108

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=