ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

расстоянии, стоит же вступить в них, как превращается в туман все то, что казалось прекрасным. Переживание пустоты соблазнов власти есть первый шаг на пути угасания воли к власти. Но этот опыт дается немногим, и поэтому целью духовной культуры должно стать формирование в человеке "воли к безвластию". Что означает "безвластие", если рассматривать это понятие не в государственно-правовом ("анархическом"), а в нравственно-психо­ логическом, духовном смысле этого слова? 1) Безвластие - это чувство внутренней гармонии и меры, ощуще­ ние полного господства над собой, уверенность в своих силах.'Тому, кто властвует над собой, нет нужды властвовать над другими". 2) Безвластие - это чувство бесстрашия. "Стремление к власти порождено страхом. Тот, кто не боится других, не испытываетпотреб­ ности властвовать над ними". 3) Наконец, безвластие - это чувство божественности власти. В мире людей нет такой силы, которая могла бы наделить человека правом власти и гарантировать ему невинностьи непорочность власт­ вования. Полное освобождение от соблазнов человеческой власти воз­ можно только на пути признания над собой власти Бога. Таким образом, всеобщая воля к безвластию и есть, по мысли Толстого, единственная гарантия абсолютно справедливой власти. С.Д.Абрамович Черновцы, Украина ОБРАЗ ХРИСТА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ Л.Н.ТОЛСТОГО КАК СВОЕОБРАЗНЫЙ ВАРИАНТ АРИАНСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Споры эпохи первых Вселенских соборов о природе Христа, осмыс­ ление оригенова тезиса о Богочеловеке репрезентировали недогмати­ ческий склад мышления первых христиан, живо обсуждавших, в частности, и возможность «тварности» Спасителя. Как известно, с самого начала эта рационализирующая позиция впервые отчетливо кристаллизовалась в ереси Ария (Никейский собор), совершенно от­ рицавшего Божественную природу Иисуса и трактовавшего его как Творение, человека. Этому взгляду суждена была долгая жизнь: он непосредственно воскрес вэпоху Реформации у антитринитариев, а в XX веке - в учении Свидетелей Иеговы. Взгляд на Иисуса как на единственно человека получил солидную поддержку у Э.Ренана, в «исторической школе» и пр.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=