ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
3. Все современные педагогические системы ориентированы на развитие у ребенка трех начал - ума, чувства, воли. Однако уже сейчас ясно, что подобный подход недостаточен. Обществу нужны люди, которые не только умственно, эмоционально, деятельностно развиты, но которые имеют высокие нравственные ориентиры. Пони мая это, коллектив лаборатории пошел по пути конкретизации опре делений ума, чувства, воли и предложил свою триаду: разум как способность целесообразного постижения и использования знаний о мире и душе человека, чувство как стремление к свободному едине нию отдельного «Я» с окружающими людьми и миром, самостоя тельность как умение сделать собственный выбор. Умаление одного из этих начал приведет неизбежно к диспропорции личностного раз вития. 4. Л.Толстой полагал, что в человеке есть все задатки. Задача же педагогики состоит в том, чтобы раскрыть гуманистическую природу человека. С разработкой этой проблемы связана вся деятельность НИЛ «Школа Л.Н.Толстого». Основываясь на опыте отечественной и зарубежной педагогики, избегая крайностей, коллектив лаборатории сосредоточил свои усилия на следующих проблемах: - исключить элитарность как принцип обучения (каждый ребенок, независимо от способностей, есть самоценность, которая заслуживает к себе особого внимания, коллектив детей - это общество дополняю щих друг друга партнеров; от оценки предметного уровня необходимо перейти к оценке индивидуально-личностного развития); - расширить сферу духоведческих предметов, положив в их основу единство трех начал - общечеловеческого, конкретно-исторического, индивидуально неповторимого («Чаша жизни», «Познай себя», «Граждановедение», «Этика ненасилия», «Экология русской духов ности», «Из истории мировой религии и философии», «Социология личности»); - создать в школах условия для полнокровного духовного и физи ческого развития ребенка; - обеспечить защищенность ребенка от произвола взрослых, соз дав предпосылки для свободы нравственного выбора; - предоставить каждому ребенку возможность получить знания, необходимые для его жизненной ориентации; -добиться согласованности в действиях ученика, родителей, учи теля; - исходить в составлении программ, учебных и рабочих планов из принципа целесообразности и практической значимости; - воспитывать ребенка в единении с природой и окружающими людьми на основе принципов: сомнение как путь решения проблемы, не повреди живому, усилие вместо насилия. 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=