ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

3. Все современные педагогические системы ориентированы на развитие у ребенка трех начал - ума, чувства, воли. Однако уже сейчас ясно, что подобный подход недостаточен. Обществу нужны люди, которые не только умственно, эмоционально, деятельностно развиты, но которые имеют высокие нравственные ориентиры. Пони­ мая это, коллектив лаборатории пошел по пути конкретизации опре­ делений ума, чувства, воли и предложил свою триаду: разум как способность целесообразного постижения и использования знаний о мире и душе человека, чувство как стремление к свободному едине­ нию отдельного «Я» с окружающими людьми и миром, самостоя­ тельность как умение сделать собственный выбор. Умаление одного из этих начал приведет неизбежно к диспропорции личностного раз­ вития. 4. Л.Толстой полагал, что в человеке есть все задатки. Задача же педагогики состоит в том, чтобы раскрыть гуманистическую природу человека. С разработкой этой проблемы связана вся деятельность НИЛ «Школа Л.Н.Толстого». Основываясь на опыте отечественной и зарубежной педагогики, избегая крайностей, коллектив лаборатории сосредоточил свои усилия на следующих проблемах: - исключить элитарность как принцип обучения (каждый ребенок, независимо от способностей, есть самоценность, которая заслуживает к себе особого внимания, коллектив детей - это общество дополняю­ щих друг друга партнеров; от оценки предметного уровня необходимо перейти к оценке индивидуально-личностного развития); - расширить сферу духоведческих предметов, положив в их основу единство трех начал - общечеловеческого, конкретно-исторического, индивидуально неповторимого («Чаша жизни», «Познай себя», «Граждановедение», «Этика ненасилия», «Экология русской духов­ ности», «Из истории мировой религии и философии», «Социология личности»); - создать в школах условия для полнокровного духовного и физи­ ческого развития ребенка; - обеспечить защищенность ребенка от произвола взрослых, соз­ дав предпосылки для свободы нравственного выбора; - предоставить каждому ребенку возможность получить знания, необходимые для его жизненной ориентации; -добиться согласованности в действиях ученика, родителей, учи­ теля; - исходить в составлении программ, учебных и рабочих планов из принципа целесообразности и практической значимости; - воспитывать ребенка в единении с природой и окружающими людьми на основе принципов: сомнение как путь решения проблемы, не повреди живому, усилие вместо насилия. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=