ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Данный и другие примеры из богатейшего педагогического опыта Л.Н.Толстого мы используем в процессе лекционных и семинарских занятий по истории педагогики. Большие возможности в этой работе открывает нам спецкурс «Педагогическое наследие Л.Н.Толстого и современность», который проводится на ряде факультетов нашего вуза в течение пяти лет. Спецкурс обеспечен программой, рассчитан­ ной на 16-20 часов, включающей широкий список литературы. Многолетний опыт проведения данного спецкурса привел нас к выводу об определенной его значимости в развитии общепедагогичес­ ких умений студентов, в расширении их педагогической эрудиции, в формировании нравственных ценностей самих студентов. Все вместе взятое служит надежным фактором развития педагогического мыш­ ления будущего учителя. В.Б.Ремизов КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НИЛ «ШКОЛА Л.НЛ'ОЛСТОГО») 1. В современной педагогике обозначились две основные тенден­ ции в истолковании личности ребенка и методов воздействия на него. Одна из них связана спониманием ребенка как генетической данности, с которой надо обращаться осторожно и развивать в ней то, что зало­ жено природой. Другая - ориентирована на культурно-исторический фактор воздействия и предполагает безраздельное господство над ду­ шой человека методов обучения. Л.Толстой был убежден, что в жизни крайности сходятся. Наш случай не исключение. В ребенке есть все возможности. Смысл же воздействия на него заключается в том, чтобы раскрыть эти возможности, исходя из самой природы, но привнести в мир человека необходимые обществу качества. 2. В практике мировой педагогики оказались неудачными попыт­ ки соединения западноевропейской и восточной традиций - предмет­ ного и «духовного» обучения. Причина тому - психологическая несовместимость двух культур. Толстой, выражая особенности рус­ ского национального характера, попытался примирить две традиции. В «Пути жизни» (1910) он преодолел факт разобщенности и предло­ жил задуматься над тем, что соединяет людей разных национально­ стей, разных возрастов, разных профессий. К сожалению, духовный опыт Толстого остался до сих пор невостребованным. Сотрудники лаборатории «Школа Л.Н.Толстого» поставили перед собой задачу использовать опыт Толстого в конкретной педагогической деятель­ ности. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=