ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Главным показателем качества знаний студентов является умение. Мы его определяем как «сложное интегративное качество личности, обусловленное некоторой системой ее качеств, обеспечивающее успеш ность формирования и выполнения некоторого действия или системы действий, т.е. решение задачи». (Фрумкин М.Л.). Понимание умения как качества личности позволяет соотнести систему профессиональных умений с системой профессиональных задач, а процесс формирования умений - с решением соответствующих учебно-педагогических задач. В связи с этим высококвалифицированный учитель-воспитатель должен обладать достаточно хорошо сформулированной системой об щепедагогических и частных умений, соответствующей системе про фессиональных задач. Под общепедагогическим умением мы понимаем интегративное качество педагога, обусловливающее успешность решения им широ кого класса учебно-воспитательных задач. В соответствии с общепринятыми этапами решения педагогичес кой задачи в комплекс существенных педагогических умений мы включаем следующие: а) умения постановки задачи в конкретной ситуации; б) умения этапа программирования способа решения задачи; в) умения исполнительного этапа - анализа результатов решения педагогической задачи. Комплекс приведенных общепедагогических умений реализуется студентами в процессе решения учебно-педагогических задач и выпол нения заданий, основу для составления которых в немалой степени мы черпаем из педагогического опыта и литературы Л.Н.Толстого. Как известно, в педагогической литературе Л.Н.Толстого важное место за нимают размышления ошколе, характеризуются разнообразные наход ки в обучении. Так, например, в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Л.Н.Тол- стой рассказывает о приемах, которые дают ему возможность увлечь детей такой сложной работой, как сочинение на заданную тему. Описа ние всего этого процесса есть не что иное, с точки зрения современных концепций, как реализация задачного подхода, суть которого в том, что деятельность учителя по своей природе есть процесс решения много численных видов педагогических задач. Е.Н.Орлова Тула 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=