ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

школы. Толстой занимается этой проблемой на протяжении почти всей своей педагогической деятельности. Следует заметить, что обра­ щение его к вопросам подготовки учителя для народной школы про­ исходит в контексте рассмотрения Толстым проблем философии образования и педагогического процесса как целостного явления. Определенный интерес представляет сегодня осмысление Толстым роли практики в профессиональном становлении учителя, которой он дает широкое философско-педагогическое обоснование. Эволюция мировоззрения Л.Н.Толстого обусловила различные подходы его к проблеме практической подготовки учителя. В конце 50-х - начале 60-х годов Толстой был склонен преувеличивать роль стихийного влияния практики, опытно-педагогической деятельности. Он подчеркивал, что совершенно необязательно специально готовить учителя, это должна сделать сама жизнь. Достаточно лишь получить образование, например, университетское, которое, несмотря на мно­ гочисленные в нем недостатки, способствует формированию «уваже­ ния к той среде, из которой его ученики», «сознания всей важности ответственности, которую берет на себя воспитатель». В 70-е годы Толстой приходит к выводу, что необходима специальная подготовка учителя на педагогических курсах, где собственно практическим за­ нятиям должно быть уделено особое внимание. Толстой одним из первых педагогов XIX в. предпринял попытку осмыслить основные функции практики. Он подчеркивал, что прак­ тика - источник информации для учителя об учащихся, их индивиду­ альных особенностях, условиях их жизни, педагогическом поиске коллег. Практика помогает осознать бытие, самого себя как личность, свои сильные и слабые стороны, побуждает стремиться к идеалу. Только практическая деятельность способствует становлению мас­ терства учителя, учит его находить ответ «на все возможные затруд­ нения». Педагогический опыт, практика - «главнейшая наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра... искусство уметь избегать зло и творить добро с наименьшей по воз­ можности затратой усилий». Несомненно актуальны мысли Толстого об исследовательском, творческом, свободном от теоретических догм и стереотипов харак­ тере практической подготовки учителя, обоснование им практики не только как отдельного педагогического средства, критерия подготов­ ки учителя, но и как одного из важнейших компонентов всей слож­ ной системы становления и раскрытия творческого потенциала личности педагога. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=