ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
школы. Толстой занимается этой проблемой на протяжении почти всей своей педагогической деятельности. Следует заметить, что обра щение его к вопросам подготовки учителя для народной школы про исходит в контексте рассмотрения Толстым проблем философии образования и педагогического процесса как целостного явления. Определенный интерес представляет сегодня осмысление Толстым роли практики в профессиональном становлении учителя, которой он дает широкое философско-педагогическое обоснование. Эволюция мировоззрения Л.Н.Толстого обусловила различные подходы его к проблеме практической подготовки учителя. В конце 50-х - начале 60-х годов Толстой был склонен преувеличивать роль стихийного влияния практики, опытно-педагогической деятельности. Он подчеркивал, что совершенно необязательно специально готовить учителя, это должна сделать сама жизнь. Достаточно лишь получить образование, например, университетское, которое, несмотря на мно гочисленные в нем недостатки, способствует формированию «уваже ния к той среде, из которой его ученики», «сознания всей важности ответственности, которую берет на себя воспитатель». В 70-е годы Толстой приходит к выводу, что необходима специальная подготовка учителя на педагогических курсах, где собственно практическим за нятиям должно быть уделено особое внимание. Толстой одним из первых педагогов XIX в. предпринял попытку осмыслить основные функции практики. Он подчеркивал, что прак тика - источник информации для учителя об учащихся, их индивиду альных особенностях, условиях их жизни, педагогическом поиске коллег. Практика помогает осознать бытие, самого себя как личность, свои сильные и слабые стороны, побуждает стремиться к идеалу. Только практическая деятельность способствует становлению мас терства учителя, учит его находить ответ «на все возможные затруд нения». Педагогический опыт, практика - «главнейшая наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра... искусство уметь избегать зло и творить добро с наименьшей по воз можности затратой усилий». Несомненно актуальны мысли Толстого об исследовательском, творческом, свободном от теоретических догм и стереотипов харак тере практической подготовки учителя, обоснование им практики не только как отдельного педагогического средства, критерия подготов ки учителя, но и как одного из важнейших компонентов всей слож ной системы становления и раскрытия творческого потенциала личности педагога. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=