ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
зований общества, ибо тоталитарное устройство государства требует адекватных авторитарных идей, форм, методов обучения и воспита ния подрастающего поколения. В связи с разрушением государственного монополизма в образова нии, становлением вариативной системы в образовательном про странстве России, возникновением школ нового типа, создаются благоприятные предпосылки для использования идей ненасилия ве ликого писателя в процессе обучения и воспитания. К ним следует отнести: появившуюся свободу в выборе учителем форм, методов, технологий; разработку педагогическими коллективами концепций, уставов, программ; составление в школах учебных планов и включе ние в них курсов и дисциплин в соответствии с интересами и запроса ми детей, родителей и др. Использование идей ненасилия в образовании осуществляется де мократически настроенными учителями и в большей степени в шко лах , получивших или стремящихся получить статус «опытно экспериментальной площадки», а также в негосударственных образо вательных учреждениях (НОУ). Спектр используемых идей Л.Н.Толстого достаточно широк. Проведенное социолого-педагоги- ческое обследование 150 учителей зауральского региона по анкете «Л.Н.Толстой и педагогика ненасилия» позволяет составить следую щую классификацию используемых идей: 1) дидактические: учет интересов детей, индивидуализация, диф ференциация в обучении, связь его с жизнью; 2) воспитательные : создание атмосферы любви, воспитание без «шлепков», формирование творчества, побуждение детей к самовос питанию, саморазвитию; 3) профессионально-методические: овладение искусством воспи тания, управление психическим состоянием, работа над дикцией, формирование «бодрой живости». Использование идей ненасилия в перспективе в школах России будет детерминировано социально-экономическими процессами, об разовательной ситуацией в стране. М.А.Кувырталова Тула ВКЛАД Л.Н.ТОЛСТОГО В РАЗРАБОТКУ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ Педагогические поиски Л.Н.Толстого привлекают актуальностью многих проблем обучения и воспитания, организации народного об разования. Среди них - проблема подготовки учителя для народной 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=