ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

стоянно совершенствующуюся личность; определены объект, предмет и цель исследования, гипотеза и задачи (б). Цель исследования - разработка технологии преподавания в учеб­ но-воспитательных учреждениях типа «Школа Л.Н.Толстого», кото­ рая обеспечила бы гуманизацию образования школьников через реализацию педагогических и философских идей Л.Н.Толстого. Для реализации ее определен созидательный эксперимент, содер­ жание которого предполагает совершенствование методов, приемов, организационных форм учебно-воспитательного процесса. Одним из компонентов первого блока является система педагоги­ ческих действий (IV), которая содержит элементы технологии экспе­ римента второго блока: формы, методы, приемы работы, основные педагогические и управленческие операции (з, и, к ), способствующие совершенствованию видов деятельности. Руководителям школы-гим- назии № 46 пришлось усовершенствовать систему руководства экспе­ риментом: перераспределить обязанности заместителей директора, организовать планирование учебно-воспитательной работы на основе учета конкретизированных целей и задач, упорядочить годичный цикл оперативного руководства учебно-воспитательным процессом. Особенно многообразен и вариативен компонент «прогнозируемые результаты» (V), составляющий ядро схемы моделирования: он структурирован в разных направлениях (третий блок) - эго и вклю­ чение в действие участников эксперимента, и организационно-мето­ дическое обеспечение, и руководство со стороны членов научной лаборатории, это и реализация вариантов моделей эксперимента, и экспертная оценка реальных результатов, диагностирование и ком­ пьютерное обеспечение. Модель мониторинга определяет оформление результатов по эта­ пам: 1-3 классы - первый этап, он закончен, подводятся итоги его проведения. Разработанная схема моделирования эксперимента школы-гим­ назии № 46 показывает перспективу дальнейшей работы по ее реа­ лизации. Г.М.Федосимов, Л.В.Лукиных Курган ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕЙ НЕНАСИЛИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО В ШКОЛАХ НОВОГО ТИПА В РОССИИ Анализ развития историко-образовательного процесса в России и в СССР за последнее столетие выявляет «востребованность» идей ненасилия в школе в основном в периоды демократических преобра­ 102

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=