ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
А.Д.Гонеев Курск ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Отрочество - один из наиболее сложных и противоречивых пери одов в жизни человека, который «невольно хочется пробежать ско рее», как замечает Л.Н.Толстой в своей трилогии «Детство. Отрочест во. Юность». Это время, насыщенное сомнениями и надеждами, пере живаниями и тревогами, поисками истины и справедливости, смысла жизни. Вместе с тем, это время и действий и поступков. Время возмож ности «самого ужасного преступления, без цели, без желания вредить, —но так -и з любопытства, -отмечаетЛ.Н.Толстой, -и з бессознательной потребности деятельности». Поэтому помочь подростку сориентиро ваться в жизни, ненавязчиво, исподволь направить его по правильному пути развития, не дать совершить роковой ошибки - одна из важных задач всех социальных институтов, работающих с подростками, особен но педагогически запущенными подростками-правонарушителями. Проведенные нами исследования среди подростков в центре реа билитации несовершеннолетних показали огромную их бытовую неустроенность, отверженное положение среди одноклассников, конфликтность отношений с родителями и взрослыми, серьезную пе дагогическую и социальную запущенность, что естественно отрази лось на их внутреннем душевном состоянии, на отношении к моральным нормам и ценностям, характере поведения. Отвечая на вопросы анкеты по определению общественного мнения по проблемам социальных отклонений у молодежи, школьники и учащиеся центра реабилитации подростков отметили, что преобладающими чувствами у них в последнее время являются усталость (34,3 %), безразличие к происходящему (21,7%), агрессивность (17,4%), надежда (7,7%). Реабилитационный центр для несовершеннолетних Централь ного округа г. Курска главной своей задачей видит прежде всего моральную поддержку личности подростка, психологическую реа билитацию его внутреннего мира, возвращение воспитанников в нормальные человеческие отношения со сверстниками и родителя ми. В основе всего учебно-воспитательного процесса центра - гу манное и внимательное отношение к подростку, восстановление уверенности в своих силах и способностях, активное вовлечение в различные виды положительной деятельности, формирование чув ства собственного достоинства, уникальности и неповторимости своей личности. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=