ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

4) организация обучения на основе интереса, желаний ребенка, его индивидуальных особенностей, использование форм и методов, необ­ ходимых ученикам; 5) создание необходимых условий и предпосылок со сторонышко­ лы и учителя для самореализации природных задатков детей в про­ цессе воспитания; 6) в основе ценностных установок формирования личности - иде­ ология христианской веры. Т.В.Цырлина Курск ПЕДАГОГИКА Л.Н.ТОЛСТОГО: ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ ВОСПИТАНИЯ В настоящее время современная отечественная педагогика при­ ближается к эталону педагогики будущего. Однако часто за сверхмод­ ной терминологией и иллюзией зарождения нового скрывается воз­ врат к вечным истинам гуманистического воспитания, практически не имеющим культурно-временных границ. Особое место в ряду от­ крытия и пропаганды этих истин занимает Л.Н.Толстой. Определяя воспитание как процесс взаимодействия, взаимообу- чения и взаимообогащения взрослых и детей, гениальный мысли­ тель значительно предвосхитил современные дефиниции. Так, присущее сегодняшним педагогам стремление акцентировать роль развития в воспитании человека берет свое начало в работах Тол­ стого. С единственной поправкой, что ориентироваться надо не просто на развитие, а на сохранение и поддержание природой дан­ ной гармонии. Обращаясь к исследованиям вобласти социальной экологии и эко­ логии школы, отметим, что задолго до их открытия и на базе иной терминологии и иного языка Толстой активно работал именно в дан­ ной сфере, призывая к улучшению духа школы, к установлению баланса природных и социальных сил, к восприятию школы как эмо­ ционально-комфортной нишидля каждого ученика. То же самое мож­ но сказать и о понятии «человекоразмерность», введенном лишь десятилетие назад «биополитиками». Не следует забывать и о том, что модное сейчас понятие «школа-община» в полной мере воплощено в Яснополянской школе Толстого. Иными словами, значение Толстого не укладывается лишьвсодер­ жание мудрых призывов и программ улучшения современной ему школы, но лежит также и в области гениальных социально-педагоги­ ческих догадок, значительно опередивших свое время. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=