ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

педагогического воздействия. Будучи гордостью отечественной лите­ ратуры, Л.Н.Толстой сумел подняться также и на вершину педагоги­ ческой культуры. Диалог с Л.Н.Толстым, организуемый в процессе изучения на­ званного курса, является, в связи с этим, одним из самых плодотвор­ ных способов освоения студентами и уже работающими учителями многотрудного, но чрезвычайно необходимого пути к себе. А.А.Шаталов Орехово-Зуево Л.Н.ТОЛСТОЙ О ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Анализ школьного дела в России и за рубежом привел Толстого к выводу о том, что педагогика насилия оказывает на детей притупля­ ющее действие. Создавая свою методику обучения, Толстой хорошо понимал, что каждая личность ребенка глубоко индивидуальна, для ее развития необходим индивидуальный подход, специальные методики. Выбор методов обучения зависит от творчества самого учителя, его профес­ сиональной и общеобразовательной подготовки. Вместе с тем, по мыс­ лиЛ.Н.Толстого, дело не в «методе», а в«искусстве италанте учителя». Методическое мастерство учителя должно постоянно совершенство­ ваться, оно не имеет предела. Духовное развитие ребенка во многом определяется духовно-нравственной основой самого воспитателя. Проводя широкомасштабный эксперимент всвоей школе, Толстой стремился создать атмосферу естественных отношений между учите­ лем и учениками - первейшего условия для свободного развития лич­ ности. По мысли Толстого, школа - учреждение свободное, в центре которого - личность ребенка. В такой школе обучение должно осно­ вываться на такой системе ценностей, которая бы оказывала благо­ творное влияние на жизнь детей и школы в целом. Анализируя идею свободного воспитания в понимании Толсто­ го, попытаемся выделить основные ее признаки. Свободное воспи­ тание это: 1) основа обучения и воспитания, определяющая естественные отношения между учителем и учащимся, исключающая всякое при­ нудительное воздействие со стороны обучающих; 2) определенная форма побуждающего ненасильственного воздей­ ствия на ребенка с целью проявления в нем активности и самостоя­ тельности во всех сферах его деятельности; 3) неиссякаемая вера в природные силы ребенка, гуманизм и ува­ жение к личности; 98

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=