ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

вератющегося беспорядка и бестолковщины. Каким образом переда­ ется это сознание, - весьма трудно определить; но несомненно то, что оно передается необыкновенно верно и быстро разяивает- ся, как вода по лощине". Не так давно проф. С.В.Сперанским (Новосибирск) были получены экспериментальные доказательства реальности понятия "психологическая атмосфера". Отдельные рассуждения Л.Н.Толстого можно соотнести с тео­ рией памяти Дональда Нормана, с оценкой неизбежности ошибок (Башляр), с последними исследованиями Козырева о взаимообрати- мости-причин и следствий, с идеями Конрада Лоренца об условно­ сти этикетных и этических норы. Как интерпретировать все эти параллели? Сразу оговоримся, что некоторое интуитивное опереже­ ние научных открытий свойственно не только Л.Н.Толстому. У ве­ ликого мастера и мыслителя таких опережений больше, и они лучше просматриваются. Подчеркнем также, что на всякий научный резуль­ тат имеет литературного прототипа, нредшестве шика, прообраза. Явное преимущество здесь у общественных и гумьнитарных дисцип­ лин. Многие ученые напрямую ссылаются на художественные тексты. Так, Владимир Лефевр, строя свою концепцию, использует образы Ф.М.Достоевского иэ романа "Преступление и наказание'1. Видимо, подоило время постзвить вопрос о наукоемкости художественного текста, об исследовании научного потенциала, хранящегося в ан­ налах нашей литературы подчас в зародышевой, чисто декларатив^ ной (афористичной) или наглядно-образной форме. Исследование научного потенциала художественных текстов высокой пробы ири- бливит нас к тем требованиям неоклассической рациональности, о которых писал М.К.Мамардаавили, к синтезированному пониманию духовного деления человека (П.Флоренский, И.Ильин), наконец, такой анализ в перспективе обогатит и научно-исследовательский, и художественно-образный диалог с действительностью. 169

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=