ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

С ю чки зрения Л.Н.Толстого, нравственность представляет собой явление системное и многоуровневое, включающее в себя нравст­ венные ощущения, чувства, представления, идеи, концепции и те­ ории. Более того, известные нам такие уровни, как личность,об­ щество, по всей вероятности, не исчерпывают собой весь перечень и предполагается наличие других, более высоких. Это следует иа многочисленных рассуждений о роли Бога в жизни человека. Вполне очевидно и такое обстоятельство, что нравственная жизнь того или иного структурного уровня не является гарантоц, разумной ор­ ганизации нравственной деятельности на подчиненных. Наличие Бо­ га не освобождает конкретного человека от стремления к нравст­ венному поведению и мироощущению. Любом поступок, любое явление представляют какой-либо смысл только тогда, когда они выступают и' рассматриваются как индикаторы нравственности, только в сис­ теме нравственных отношений личности и общества. Человек, как существо свободное, способен творить себя в соответствии с теми нравственными принципами, которыми он обла­ дает, при этом полагание себя как нравственного субъекта осуще­ ствляется в силовом поле выбора между добром и злом. Изначаль­ ная противоположность добра и зла свидетельствует о глубокой диалектичности нравственности и ответственности перед лицом нравственного закона всех участников жизни. Величие Л.Н.Толстого заключается в том, что он представил нравственность как систему противоречивых и многоуровневых он­ тологических отношений. Реальность и объективность изображения данного предмета он довел до степени естественнонаучного описа­ ния и фиксирования. В справедливости вышесказанного нас убеждав ет реальный процесс развития такой науки, как психология. Так, взяв в качестве исходного материала характеристики М.Кутузова и Наполеона из ромвна Л.Н.Толстого "Война и мир", советский пси­ холог Б.М.Теплов дал строго научное исследование психологичес­ ких закономерностей полководческого таланта, что и составило содержание его известной работы "Ум полководца" (М .: Педагоги­ ка, 1991). С онтологической точки зрения, русская идея есть идея нравственности и морального сознания. Мир как нравственность, мир как целое в нравственном существовании онтологически реален не менее, чем атомы или системе звеад. 167

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=