ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

В.К.ФИЛАТОВ Тульский пединститут ФИЛОСОФСКИЕ ПРИНЦИПЫ В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО Проблема исследования фундаментальных регулятивов духов­ ной и материальной жизни общества представляет собой первосте­ пенную задачу любой цивилизации и любого народа. Стремление выдающихся умов к формулировка и осознанию основных положений, отражающих существенные особенности того народа, представителя­ ми которого они-являются, следует рассматривать как проявление * естественной тенденции. Результаты такого'отражения получают самую разнообразную форму выражения: сказы, былины, театральные пьесы, музыкальные произведения, философские концепции и т.д . Рассматривая данные произведения как результат творческого ос­ мысления, мы фиксируем тот фвкт, что во всех случаях речь идет •о внутреннем смысле, о коренных особенностях существования и * условиях деятельности субъекта. В данной ситуации можно гово­ рить о центральной идее, которая пробивается через все виды де­ ятельности и способы самоутверждения,-это идея самобытности русского народа. Обращаясь к анализу онтологических аспектов идеи самобыт­ ности русского народа, т .е . русской идеи, мы йозьмем в качестве объекта философского анализа творчество Л.Н.Толстого. В подав­ ляющем большинстве своих произведений он убедительно показал, что душой народа, его сущностью и самобытностью является нрав­ ственность, которая проявляется в привычках, традициях и нормах жизни, т .е . в самом общем смысле нравственность накладывает от­ печаток и отливается во всем укладе жизни. Следовательно,нрав­ ственность, которая отражает реальные отношения людей между со­ бой, отношения людей к природе и к миру вообще*, является поня­ тием онтологическим. ■» Нравственность как онтологическое явление обладает чертами объективности. Проблема объективности нравственного содержания личности, как показал Л.Н.Толстой, с особой отчетливостью про­ является в моменты крутых перемен, независимо от того, проис­ ходят они в соответствии с желаниями и намерениями субъекта или вопреки нм. Достаточно в этом отношении вспомнить такие его ши­ роко известные произведения, как "Отец Сергий" или "Крейцерова соната". Нравственные качества личности представляют ту призму, в которой отражаются нравственные свойства эпохи. 166

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=