ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1993

первый попавшимся способом.. " . . . я забыл бога. Как страшно его забыть бога. А это делается незаметно. Дала для бога подме­ ниваются делами для людей, для славы, а потом для себя, для своего скверного себя" (22 декабря 1893 года). 4. Трагический разлад между утопическим идеалом всеобщей любви в его религиозно-нравственном науке, жизни и реальной дей­ ствительностью - тот источник мук, душевных страданий, которые Лев Толстой не мог устранить работой на земле, когда пахал, ко­ сил, рубил дрова, носил воду, шил сапоги и т .п . Он утверждал, что люди равны в своих правах на жизнь и все то, что она может дать им, но видел, что этого равенства нет, что работающий че­ ловек находится в нищете, а владеющий собственностью - в празд­ ности. Частная собственность не может стать основой равенства и-справедливости. И когда наше общество восстанавливает частную собственность, то социальные полюса будут так же противостоять и вызывать такие же духовные муки и страдания, как и во времена Толстого, Погасить боль можно, как полагал Толстой, ЛЮБОВЫ): "Вот кто настоящая волшебница - это любовь. Стоит полюбить и то, что полюбил, становится прекрасным... Любить любовь, знать, что t ней только жизнь, что без нее страданье"; "Любовь настоящая только та, предмет которой непривлекателен1’; "можно любить вся­ кого человека. Только, чтобы любить так человека, надо любить его не за что-нибудь, а ни за что. Только начни любить так - и найдешь за ч то ". 5. Начало XX века выделяло л учении Льва Толстого- идею ненаси­ лия, несопро*ивления злу,насилием. Конец XX века видит его глав­ ную идею - идею л ю б в и : "Любовь нечего вызывать, только ус­ трани то, что мешает противлению ее, то есть себя, истинного се­ б я "; " . . . всю энергию направлять на борьбу с собой, нз увеличение любви"; "цель жизни - увеличение любви". На вопрос: "Что делать?"- Лев Толстой ответил: "Любить". Нам остается ответить на другой вопрос:-"А к а к сделать, чтобы все могли любить друг друга и быть совершенными, стремиться к совершенству?" 165

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=